Звучал мне долго голос нежный и снились милые черты

Звучал мне долго голос нежный и снились милые черты thumbnail

К Керн*

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье» Пушкина

Первые строки стихотворения «Я помню чудное мгновенье» известны практически каждому. Это одно из самых известных лирических произведений Пушкина. Поэт был очень влюбчивым человеком, и многие свои стихи посвящал женщинам. В 1819 г. он познакомился с А. П. Керн, которая на долгое время захватила его воображение. В 1825 г., во время ссылки поэта в Михайловском, состоялась вторая встреча поэта с Керн. Под влиянием этой неожиданной встречи Пушкин и написал стихотворение «Я помню чудное мгновенье».

Короткое произведение является образцом поэтического признания в любви. Всего в нескольких строфах Пушкин разворачивает перед читателем долгую историю взаимоотношений с Керн. Выражение «гений чистой красоты» очень емко характеризует восторженное преклонение перед женщиной. Поэт влюбился с первого взгляда, но Керн во время первой встречи была замужем и не могла ответить на ухаживания поэта. Образ прекрасной женщины преследует автора. Но судьба на несколько лет разлучает Пушкина с Керн. Эти бурные годы стирают из памяти поэта «милые черты».

Ссылка за недозволенные стихи в Михайловское тяжело действует на поэта. Его угнетает не отрыв от столичной жизни, к которой он испытывал только презрение. Главной проблемой Пушкина «во мраке заточенья» был отрыв от привычного творческого общества, отсутствие возможности поделиться с кем-нибудь своими замыслами. Внезапно он узнает, что в соседнем Тригорском поместье находится А. Керн. Александр спешит к ней. Женщина потеряла мужа и на этот раз благосклонно встречает поэта. Для Пушкина эта встреча стала спасительным лучом надежды. В его душе вновь просыпаются «и жизнь, и слезы, и любовь».

В стихотворении «Я помню чудное мгновенье» Пушкин показывает себя великим мастером слова. Он обладал удивительной способностью сказать о бесконечно многом всего лишь в нескольких строках. В небольшом стихе перед нами предстает промежуток в несколько лет. Несмотря на сжатость и простоту слога автор доносит до читателя перемены в своем душевном настроении, позволяет пережить радость и печаль вместе с ним.

Стихотворение написано в жанре чистой любовной лирики. Эмоциональное воздействие усилено лексическими повторами нескольких фраз. Их точная расстановка придает произведению свою неповторимость и изящество.

Творческое наследие великого Александра Сергеевича Пушкина огромно. «Я помню чудное мгновенье» — одна из самых дорогих жемчужин этого сокровища.

  • Следующий стих → Михаил Лермонтов — Утес
  • Предыдущий стих → Александр Пушкин — Я вас любил, любовь еще, быть может

Слушать аудио-стихотворение:

Читать стих поэта Александр Пушкин — Я помню чудное мгновенье (Керн) на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник

«Я помню чудное мгновенье…» — традиционное название (по первой строке)
стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «К***», обращённого (согласно
общепринятой версии) к Анне Керн, супруге коменданта Рижской крепости героя
Отечественной войны 1812 года Ермолая Фёдоровича Керна.

Стихотворение было написано не позже 19 июля 1825 года. В это время Пушкин
вынужден был находиться на территории фамильного имения Михайловское. Впервые
стихотворение «К***» было напечатано в известном альманахе «Северные цветы»,
издателем которого был лицейский товарищ Пушкина Антон Антонович Дельвиг, в 1827
году. В первый раз Пушкин увидел Керн ещё задолго до своего вынужденного
затворничества; встреча состоялась в Санкт-Петербурге в 1819 году, Анна Керн
произвела на поэта неизгладимое впечатление. В следующий раз Пушкин и Керн
увиделись только в 1825 году, когда Керн гостила в имении своей тётки Прасковьи
Осиповой в имении Тригорское; Осипова была соседкой Пушкина и хорошей его
знакомой. Считается, что новая встреча, состоявшаяся после столь длительного
перерыва, вдохновила Пушкина на создание эпохального стихотворения. Известно,
что автограф произведения А. С. Пушкин лично подарил Анне Керн перед её отъездом
из Тригорского в Ригу, который состоялся 19 июля 1825 года, однако автограф,
согласно её воспоминаниям, находился в рукописи второй главы «Евгения Онегина»,
которую А. П. Керн должна была взять с собой перед отъездом. Пушкин неожиданно
отобрал автограф и лишь после просьб вернул его опять (Губер П. Дон-Жуанский
список А. С. Пушкина. Харьков, 1993). Помимо прочего, этот эксклюзивный беловой
вариант был безвозвратно утерян — судя по всему, именно в Риге, в доме
коменданта.

Главной темой стихотворного послания Пушкина является тема любви, которая всегда
занимала ключевое место в его творчестве. Именно биографические реалии
организуют композиционное единство этого значимого в мировой литературе образца
любовной лирики. Пушкин представляет ёмкий очерк своей жизни между первой
встречей с героиней послания и настоящим моментом, косвенно упоминая основные
события, произошедшие с биографическим лирическим героем: ссылка на юг страны,
период горького разочарования в жизни, в который были созданы художественные
произведения, проникнутые ощущениями неподдельного пессимизма («Демон», «Свободы
сеятель пустынный»), подавленное настроение в период новой ссылки в родовое
имение Михайловское. Однако вдруг наступает воскресение души, чудо возрождения
жизни, обусловленное явлением божественного образа музы, которая приносит с
собой прежнюю радость творчества и созидания, которая открывается автору в новом
ракурсе. Именно в момент духовного пробуждения и прилива витальной энергии
лирический герой вновь встречает героиню стихотворного послания: «Душе настало
пробужденье:/ И вот опять явилась ты…».

Читайте также:  К чему снятся много собак разных пород

Образ героини существенно обобщён и максимально поэтизирован; он значительно
отличается от того образа, который предстаёт на страницах пушкинских писем в
Ригу и друзьям, созданных в период вынужденного времяпровождения в Михайловском.
Вместе с тем неоправданна постановка знака равенства, равно как и отождествление
«гения чистой красоты» с реальной биографической Анной Петровной Керн. На
невозможность признания узко биографической подоплёки стихотворного послания
указывает тематическая и композиционная схожесть с другим любовным поэтическим
текстом под названием «К ней», созданного Пушкиным в 1817 году.

Многие поэтические символы, употребляющиеся в стихотворении, утратили своё
первоначальное значение в контексте канонизации романтического дискурса:
«видение», «божество», «слёзы»; черты лица героини «милые» и «небесные».
Одновременно неподражаемая простота пушкинского нарратива оживляет старые
клишированные формулы романтической лирики, одаряя их новым поэтическим
звучанием. Выдающаяся поэтическая конструкция «гений чистой красоты» взята из
романтической повести «Лалла-Рук» Томаса Мура, в переводе Василия Андреевича
Жуковского.

Здесь важно вспомнить об идее вдохновенья. Любовь для поэта ценна также и в
смысле дарования творческого вдохновения, желания творить. В заглавной строфе
описывается первая встреча поэта и его возлюбленной. Пушкин характеризует этот
момент очень яркими, выразительными эпитетами («чудное мгновение», «мимолетное
виденье», «гений чистой красоты»). Любовь для поэта – это глубокое, искреннее,
волшебное чувство, которое полностью захватывает его. Дальнейшие три строфы
стихотворения описывают следующий этап в жизни поэта — его изгнание. Тяжелое
время в судьбе Пушкина, полное жизненных испытаний, переживаний. Это время
«томленья грусти безнадежной» в душе поэта. Расставание с его юношескими
идеалами, этап взросления («Рассеял прежние мечты»). Возможно, были у поэта и
моменты отчаяния («Без божества, без вдохновенья») Упоминается также о ссылке
автора («В глуши, во мраке заточенья …»). Жизнь поэта словно замерла, потеряла
смысл. Жанр – послание.

Выдвигались и другие версии по поводу героини стихотворения Пушкина. Михаил
Дудин считал ей крепостную девушку Ольгу Калашникову, чему посвятил свое
стихотворение «Об Ольге Калашниковой моя песня». Вадим Николаев (В. Николаев,
«Кому было посвящено «Чудное мгновенье»?», «Литературная учёба», 2008, № 3)
выдвинул версию, согласно которой стихотворение посвящено Татьяне Лариной, что
это «не любовная лирика, а стихи о создании образа».

В 1840 году композитор Михаил Глинка написал на стихотворение Пушкина романс,
посвятив его своей любовнице Катеньке Керн (дочь Анны Керн). Стихи Пушкина в
сочетании с музыкой Глинки обеспечивают произведению известность в широких
кругах.

Об А. П. Керн в связи с этим стихотворением Пушкина ярко пишет Ю. Лотман: «А. П.
Керн в жизни была не только красивая, но и милая, добрая женщина с несчастливой
судьбой. Её подлинным призванием должна была стать тихая семейная жизнь, чего
она, в конце концов, добилась, выйдя уже после сорока лет, вторично и весьма
счастливо замуж. Но в тот момент, когда она в Тригорском встретилась с Пушкиным,
это — женщина, оставившая своего мужа и пользующаяся довольно двусмысленной
репутацией. Искреннее чувство Пушкина к А. П. Керн, когда его надо было выразить
на бумаге, характерно трансформировалось в соответствии с условными формулами
любовно-поэтического ритуала. Будучи выражено в стихах, оно подчинилось законам
романтической лирики и превратило А. П. Керн в «гений чистой красоты».3

Стихотворение представляет собой классический катрен4 — классический в том
смысле, что каждая строфа заключает в себе законченную мысль.

Это стихотворение выражает в поэтическом смысле концепцию Пушкина, согласно
которой – можно согласиться с интерпретацией Лотмана5 – движение вперед, то есть
развитие, мыслилось Пушкиным как возрождение: «первоначальные, чистые дни» —
«заблужденья» — «возрождение». Эту идею Пушкин в 20-е годы с разными вариациями
формулировал в своей поэзии. И наше стихотворение – одна из вариаций на эту
тему.

Романс Глинки. Пушкин: я помню чудное мгновенье.

Александр Пушкин: я помню чудное мгновенье.
«Стихи о любви и стихи про любовь» — Любовная лирика русских поэтов & Антология
русский поэзии. © Copyright Пётр Соловьёв.

Источник

Êîìó ïîñâÿòèë, âåëèêèé Àëåêñàíäð Ïóøêèí, áåññìåðòíîå ñòèõîòâîðåíèå «ß ïîìíþ ÷óäíîå ìãíîâåíüå»- Àííå Êåðí èëè èìïåðàòðèöå Åëèçàâåòå Àëåêñååâíå??

ß ïîìíþ ÷óäíîå ìãíîâåíüå:
Ïåðåäî ìíîé ÿâèëàñü òû,
Êàê ìèìîëåòíîå âèäåíüå,
Êàê ãåíèé ÷èñòîé êðàñîòû.

 òîìëåíüÿõ ãðóñòè áåçíàäåæíîé
 òðåâîãàõ øóìíîé ñóåòû,
Çâó÷àë ìíå äîëãî ãîëîñ íåæíûé
È ñíèëèñü ìèëûå ÷åðòû.

Øëè ãîäû. Áóðü ïîðûâ ìÿòåæíûé
Ðàññåÿë ïðåæíèå ìå÷òû,
È ÿ çàáûë òâîé ãîëîñ íåæíûé,
Òâîé íåáåñíûå ÷åðòû.

 ãëóøè, âî ìðàêå çàòî÷åíüÿ
Òÿíóëèñü òèõî äíè ìîè
Áåç áîæåñòâà, áåç âäîõíîâåíüÿ,
Áåç ñëåç, áåç æèçíè, áåç ëþáâè.

Äóøå íàñòàëî ïðîáóæäåíüå:
È âîò îïÿòü ÿâèëàñü òû,
Êàê ìèìîëåòíîå âèäåíüå,
Êàê ãåíèé ÷èñòîé êðàñîòû.

Читайте также:  Умерший актер к чему снится

È ñåðäöå áüåòñÿ â óïîåíüå,
È äëÿ íåãî âîñêðåñëè âíîâü
È áîæåñòâî, è âäîõíîâåíüå,
È æèçíü, è ñëåçû, è ëþáîâü.

   Ýòî ñòèõîòâîðåíèå íå ìîæåò áûòü ïîñâÿùåíèåì Àííå Êåðí, ïî ñëåäóþùèì ïðè÷èíàì:
   
  Òî, ÷òî À. Ñ. Ïóøêèí íå äàðèë Àííå Êåðí ñâîé àâòîãðàô «ß ïîìíþ ÷óäíîå ìãíîâåíèå», ïåðåä å¸ îòúåçäîì èç Òðèãîðñêîãî  â Ðèãó, êîòîðûé ñîñòîÿëñÿ 19 èþëÿ 1825 ãîäà, âèäíî èç 帠 âîñïîìèíàíèé: «ß äîëæíà áûëà óåõàòü  Ðèãó âìåñòå ñ ñåñòðîé Àííîé Íèêîëàåâíîé Âóëüô. Îí ïðèøåë óòðîì è íà ïðîùàíüå ïðèíåñ ìíå ýêçåìïëÿð 2-îé ãëàâû «Îíåãèíà» â íåðàçðåçàííûõ ëèñòàõ, ìåæäó êîòîðûõ ÿ íàøëà â÷åòâåðî ñëîæåííûé ïî÷òîâûé ëèñòîê áóìàãè ñî ñòèõàìè:»ß ïîìíþ ÷óäíîå ìãíîâåíüå…». Êîãäà ÿ ñîáèðàëàñü ñïðÿòàòü â øêàòóëêó ïîýòè÷åñêèé íàáðîñîê, îí äîëãî íà ìåíÿ ñìîòðåë, ïîòîìè ñóäîðîæíî âûõâàòèë è íå õîòåë âîçâðàùàòü; íàñèëó âûïðîñèëà ÿ èõ îïÿòü; ÷òî ó íåãî ïðîìåëüêíóëî òîãäà â ãîëîâå, íå çíàþ». Ðàçâå âèäíî èç âñåé êàðòèíû, ÷òî ñòèõè ïîñâÿùåíû åé? Ïî÷åìó ñìåëûé ñ äàìàìè Ïóøêèí, íàêàíóíå èìåâøèé èíòèìíîå ñâèäàíèå ñ Êåðí, òîðæåñòâåííî íå ïðåïîäíåñ åé ñòèõîòâîðåíèå, à ñóäîðîæíî âûõâàòèë èç åå ðóê? Íå ïîòîìó ëè, ÷òî ëèñòîê ýòîò ñîâñåì íå ïîýòè÷åñêèé ïîäàðîê åé è âîîáùå ê Êåðí íå îòíîñèòñÿ?
     Îáðàç ãåðîèíè ñòèõà, ñîâåðøåííî íå ñîîòâåòñòâóåò îáðàçó, êîòîðûé îïèñûâàåò Ïóøêèí â ïèñüìàõ ê äðóçüÿì, ãäå îí íàçûâàåò À. Êåðí «Âàâèëîíñêîé áëóäíèöåé». (çíà÷èò áûëî çà ÷òî). Òî åñòü íåîïðàâäàííà ïîñòàíîâêà çíàêà ðàâåíñòâà, ðàâíî êàê è îòîæäåñòâëåíèå «ãåíèÿ ÷èñòîé êðàñîòû» ñ ðåàëüíîé áèîãðàôè÷åñêîé Àííîé Ïåòðîâíîé Êåðí.  òîò ìîìåíò, êîãäà îíà â Òðèãîðñêîì âñòðåòèëàñü ñ Ïóøêèíûì, ýòî — æåíùèíà, îñòàâèâøàÿ ñâîåãî ìóæà è ïîëüçóþùàÿñÿ äîâîëüíî äâóñìûñëåííîé ðåïóòàöèåé.  îáùåì, òàêàÿ æåíùèíà íå ìîæåò áûòü äëÿ Ïóøêèíà, âåëèêîãî ïîýòà, äà è âîîáùå ñîâåðøåííî íîðìàëüíîãî ìóæ÷èíû — «÷óäíîå ìãíîâåíèå», «ìèìîëåòíîå âèäåíüå», «ãåíèé ÷èñòîé êðàñîòû»!
     Äàëüíåéøèå òðè ñòðîôû ñòèõîòâîðåíèÿ îïèñûâàþò ñëåäóþùèé ýòàï â æèçíè ïîýòà — åãî èçãíàíèå. Òÿæåëîå âðåìÿ â ñóäüáå Ïóøêèíà, ïîëíîå æèçíåííûõ èñïûòàíèé, ïåðåæèâàíèé. Ýòî âðåìÿ «òîìëåíèÿ ãðóñòè áåçíàäåæíîé» â äóøå ïîýòà. Íî â òîæå âðåìÿ, â ýòîò ïåðèîä, âñÿ æèçíü Ïóøêèíà áûëà íàïîëíåíà ñòðàñòíûìè óâëå÷åíèÿìè äðóãèìè æåíùèíàìè. Íå ñìîòðÿ íà ýòè ëþáîâíûå ðàçâëå÷åíèÿ, áûëè ó ïîýòà ìîìåíòû îò÷àÿíèÿ («Áåç áîæåñòâà, áåç âäîõíîâåíèÿ») Æèçíü ïîýòà ñëîâíî çàìåðëà, ïîòåðÿëà ñìûñë. Çíà÷èò îí òîñêîâàë íå î À. Êåðí, ïîòîìó ÷òî ïîäîáíûõ æåíùèí âñåãäà áûëî ìíîãî â åãî æèçíè, à î æåíùèíå íåäîñÿãàåìîé, î áîæåñòâå, î ãåíèè ÷èñòîé êðàñîòû. È òàêîé æåíùèíîé â æèçíè Ïóøêèíà áûëà áîæåñòâåííàÿ èìïåðàòðèöà Åëèçàâåòà Àëåêñååâíà.

«…Äóøå íàñòàëî ïðîáóæäåíüå:
È âîò îïÿòü ÿâèëàñü òû,
Êàê ìèìîëåòíîå âèäåíüå,
Êàê ãåíèé ÷èñòîé êðàñîòû.

È ñåðäöå áüåòñÿ â óïîåíüå,
È äëÿ íåãî âîñêðåñëè âíîâü
È áîæåñòâî, è âäîõíîâåíüå,
È æèçíü, è ñëåçû, è ëþáîâü».
    
  Òàêèå ñòðîêè, ïîñëå âîçâðàùåíèÿ èç ññûëêè, Ïóøêèí ìîã ïîñâÿòèòü ÍÅ «âàâèëîíñêîé áëóäíèöå», êàê îí íàçûâàë À. Êåðí, à æåíùèíå, êîòîðóþ îí ëþáèë âñþ æèçíü òîëüêî äóøîé, à íå òåëîì, êàê îí ëþáèë æåíùèí, êîòîðûìè óâëåêàëñÿ íà êîðîòêîå âðåìÿ, êîòîðûõ äîáèâàëñÿ è áûñòðî ìåíÿë íà äðóãèõ. Òàêèì æåíùèíàì îí ïîñâÿùàë äðóãèå ñòèõè,  «áåç áîæåñòâà, áåç âäîõíîâåíüÿ, áåç ìèìîëåòíîãî âèäåíüÿ», íàïðèìåð, êàê ýòî, — «Ê íåé» —

«Ýëüâèíà, ìèëûé äðóã, ïðèäè, ïîäàé ìíå ðóêó,
ß âÿíó, ïðåêðàòè òÿæåëûé æèçíè ñîí;
Ñêàæè… óâèæó ëè… íà äîëãóþ ëü ðàçëóêó
ß ðîêîì îñóæäåí?
Óæåëè íèêîãäà íà äðóãà äðóã íå âçãëÿíåò,
Èëü âå÷íîé òåìíîòîé ïîêðûòû äíè ìîè?
Óæåëè íèêîãäà íàñ óòðî íå çàñòàíåò
 îáúÿòèÿõ ëþáâè?
Ýëüâèíà, ïî÷åìó â ÷àñû ãëóáîêîé íî÷è
ß íå ìîãó òåáÿ ñ âîñòîðãîì îáíèìàòü,
Íà ìèëóþ ñòðåìèòü òîìëåíüÿ ïîëíû î÷è
È ñòðàñòüþ òðåïåòàòü?
È â ðàäîñòè íåìîé, â áëàæåíñòâàõ óïîåíüÿ
Òâîé øåïîò ñëàäîñòíûé è òèõèé ñòîí âíèìàòü,
È â íåãå â ñêðîìíîé òüìå äëÿ íåãè ïðîáóæäåíüÿ
Áëèç ìèëîé çàñûïàòü?
    
   Ó âåëèêîãî ðóññêîãî ãåíèÿ À. Ñ. Ïóøêèíà, íå ìîæåò áûòü ìíîãî ìàëåíüêèõ ìóç èç ïðîñòûõ, çåìíûõ, äîñòóïíûõ æåíùèí, êîòîðûõ â åãî æèçíè áûëî áîëüøîå êîëè÷åñòâî. Åãî íàñòîÿùåé Ìóçîé, åäèíñòâåííîé è íåäîñÿãàåìîé, î êîòîðîé îí ãðåçèë âñþ ñâîþ æèçíü, ìîãëà áûòü æåíùèíà áîæåñòâåííîé êðàñîòû, ( íî íå Êåðí, íå îòëè÷àâøàÿñÿ êðàñîòîé), «ãåíèåì ÷èñòîé êðàñîòû»( íî íå Êåðí, ïîëüçîâàâøàÿñÿ ñîìíèòåëüíîé ðåïóòàöèåé), æåíùèíà íà ïîðÿäîê âûøå îñòàëüíûõ è ïî êðàñîòå, è ïî ñòàòóñó, è ïî ñâîåé äîáðîäåòåëè â ãëàçàõ ïîýòà Ïóøêèíà. Ýòî áûëà èìïåðàòðèöà Åëèçàâåòà Àëåêñååâíà Ðîìàíîâà, æåíà Àëåêñàíäðà I. Òîëüêî òàêîé æåíùèíå À. Ïóøêèí ìîã ïîñâÿòèòü ñâîå ñòèõîòâîðåíèå «ß ïîìíþ ÷óäíîå ìãíîâåíèå»!
   Êàêîé áûëà Åëèçàâåòà Àëåêñååâíà? Ñîõðàíèëàñü ìíîãî ñëîâåñíûõ ïîðòðåòîâ â âîñïîìèíàíèÿõ ñîâðåìåííèêîâ…
Åêàòåðèíà II ïèñàëà îá Ýëèçå — «îáëàäàåò ÷ðåçâû÷àéíî íåæíûì ãîëîñîì, êîòîðûé ïðîíèêàåò âàì â äóøó. Ýòî ñèðåíà».
Ê. ß. Ïðîòàñîâ (âîñïèòàòåëü Àëåêñàíäðà I ) — «×åðòû ëèöà å¸ î÷åíü õîðîøè…ôèçèîíîìèÿ ïðåñ÷àñòëèâàÿ, îíà èìååò âåëè÷åñòâåííóþ ïðèÿòíîñòü, ðîñò áîëüøîé. Âñå å¸ äâèæåíèÿ, ïðèâû÷êè èìåþò íå÷òî îñîáî ïðèâëåêàòåëüíîå…â íåé âèäåí ðàçóì, ñêðîìíîñòü, ïðèñòîéíîñòü âî âñ¸ì å¸ ïîâåäåíèè, äîáðîòà äóøè åÿ íàïèñàíà â ãëàçàõ».
Ãðàôèíÿ Âàðâàðà Ãîëîâèíà — «Îíà åäâà êàñàëàñü çåìëè, âîçäóõ èãðàë åå âîëîñàìè…å¸ àíãåëüñêîå ëèöî, ñòðîéíàÿ ãðàöèîçíàÿ ôèãóðà, ë¸ãêàÿ ïîñòóïü çàñòàâëÿëè êàæäûé ðàç âîñõèùàòüñÿ».
Èìïåðàòðèöà Ìàðèÿ Ôåäîðîâíà (ñâåêðîâü Åëèçàâåòû) — «Îíà íå òîëüêî õîðîøà ñîáîé, íî âî âñåé å¸ ôèãóðå åñòü îñîáàÿ ïðèâëåêàòåëüíîñòü, êîòîðàÿ ñïîñîáíà âîçáóäèòü ëþáîâü ê íåé. Îíà ÷àðóþò îáõîäèòåëüíîñòüþ è ÷èñòîñåðäå÷èåì».
     Ýòè âûñêàçûâàíèÿ ñîçäàþò îáðàç àíãåëüñêè-âîçäóøíîãî, ÷èñòîãî äóøîé íåáåñíîãî ñîçäàíèÿ ñ íåæíûì ãîëîñîì, ñâåòëîâîëîñîãî ñóùåñòâà, æåíùèíû, äîñòîéíîé âîçâûøåííîé è ÷èñòîé ëþáâè. Íå ñëó÷àéíî Àäàì ×àðòîðûæñêèé ñêàçàë Àëåêñàíäðó I îá Åëèçàâåòå Àëåêñååâíå: — «Áîãèíü íå öåëóþò, èì ïîêëîíÿþòñÿ».
   Ëþáîâü, äîñòîéíóþ Áîãèíü, èìïåðàòðèöà âñòðåòèëà Ó ïîýòà Àëåêñàíäðà Ïóøêèíà.
   Ïåðâàÿ âñòðå÷à Ïóøêèíà ñ Åëèçàâåòîé Àëåêñååâíîé ïðîèçîøëà  â Öàðñêîñåëüñêîì ëèöåå:

Читайте также:  К чему снится новорожденный ребенок держать

«Â íà÷àëå æèçíè øêîëó ïîìíþ ÿ;
Òàì íàñ, äåòåé áåñïå÷íûõ, áûëî ìíîãî;
Íåðîâíàÿ è ðåçâàÿ ñåìüÿ.

Ñìèðåííàÿ, îäåòàÿ óáîãî,
Íî âèäîì âåëè÷àâàÿ æåíà
Íàä øêîëîþ íàäçîð õðàíèëà ñòðîãî.

Òîëïîþ íàøåþ îêðóæåíà,
Ïðèÿòíûì, ñëàäêèì ãîëîñîì, áûâàëî,
Ñ ìëàäåíöàìè áåñåäóåò îíà.

Åå ÷åëà ÿ ïîìíþ ïîêðûâàëî
È î÷è ñâåòëûå, êàê íåáåñà.
Íî ÿ âíèêàë â åå áåñåäû ìàëî.

Ìåíÿ ñìóùàëà ñòðîãàÿ êðàñà
Åå ÷åëà, ñïîêîéíûõ óñò è âçîðîâ,
È ïîëíûå ñâÿòûíè ñëîâåñà.»
      
   Ïîñëå îòúåçäà Åëèçàâåòû Àëåêñååâíû, îñåíüþ 1916 ã. èç Öàðñêîãî ñåëà â Ïåòåðáóðã, Ïóøêèí ïèøåò ñòèõîòâîðåíèå «Îñåííåå óòðî», ïîëíîå ãîðå÷è è òîñêè:

«Óæ íåò åå…. ÿ áûë ó áåðåãîâ,
Ãäå ìèëàÿ õîäèëà â âå÷åð ÿñíûé;
Íà áåðåãó, íà çåëåíè ëóãîâ
ß íå íàøåë ÷óòü âèäèìûõ ñëåäîâ,
Îñòàâëåííûõ íîãîé åå ïðåêðàñíîé;
Çàäóì÷èâî áðîäÿ â ãëóøè ëåñîâ,
Ïðîèçíîñèë ÿ èìÿ íåñðàâíåííîé;
ß çâàë åå — è ãëàñ óåäèíåííûé
Ïóñòûõ äîëèí ïîçâàë åå â äàëè.
Ê ðó÷üþ ïðèøåë, ìå÷òàìè ïðèâëå÷åííûé;
Åãî ñòðóè ìåäëèòåëüíî òåêëè,
Íå òðåïåòàë â íèõ îáðàç íåçàáâåííûé. —
Óæ íåò åå!… Äî ñëàäîñòíîé âåñíû
Ïðîñòèëñÿ ÿ ñ áëàæåíñòâîì è ñ äóøîþ. —
Óæ îñåíè õîëîäíîþ ðóêîþ
Ãëàâû áåðåç è ëèï îáíàæåíû,
Îíà øóìèò â äóáðàâàõ îïóñòåëûõ;
Òàì äåíü è íî÷ü êðóæèòñÿ æåëòûé ëèñò,
Ñòîèò òóìàí íà âîëíàõ îõëàäåëûõ,
È ñëûøèòñÿ ìãíîâåííûé âåòðà ñâèñò.
Ïîëÿ, õîëìû, çíàêîìûå äóáðàâû!
Õðàíèòåëè ñâÿùåííîé òèøèíû!
Ñâèäåòåëè ìîåé òîñêè, çàáàâû!
Çàáûòû âû…. äî ñëàäîñòíîé âåñíû!»
      
    Ñòèõîòâîðåíèå «Ïðîùàíèå» íàïèñàíî íàêàíóíå åãî æåíèòüáû, ïîñëå ñìåðòè Åëèçàâåòû Àëåêñååâíû.  Âäîõíîâåííûé åëèçàâåòèíñêèé ñòèëü: «îáðàç ìèëûé», «äàëüíÿÿ ïîäðóãà». Íî ãëàâíîå — ñîäåðæàíèå. Ïîýò ãîâîðèò ñ óìåðøåé, åäèíñòâåííîé ëþáèìîé, ïðîùàåòñÿ ñ íåþ, êàê ñ æèâîé, «ïåðåä çàòî÷åíèåì» — ïåðåä óõîäîì â ïëåí ñåìåéíîé  æèçíè…Îíà ìåðòâà, íî æèâà ëþáîâü ê ÍÅÉ. È îí îùóùàåò ñåáÿ íå áóäóùèì ìóæåì äðóãîé, à Ÿ îâäîâåâøèì ñóïðóãîì. Çäåñü âèäíû îòíîøåíèÿ äàâíèå è íåïðåõîäÿùèå, ìíîãî ëåò îáëàñêàííûå åãî ñòèõàìè, íåïîäâëàñòíûå ñìåðòè.

«Â ïîñëåäíèé ðàç òâîé îáðàç ìèëûé
Äåðçàþ ìûñëåííî ëàñêàòü,
Áóäèòü ìå÷òó ñåðäå÷íîé ñèëîé
È ñ íåãîé ðîáêîé è óíûëîé
Òâîþ ëþáîâü âîñïîìèíàòü.
“Áåãóò ìåíÿÿñü íàøè ëåòà,
Ìåíÿÿ âñ¸, ìåíÿÿ íàñ,
Óæ òû äëÿ ñâîåãî ïîýòà
Ìîãèëüíûì ñóìðàêîì îäåòà,
È äëÿ òåáÿ òâîé äðóã óãàñ.

Ïðèìè æå, äàëüíàÿ ïîäðóãà,
Ïðîùàíüå ñåðäöà ìîåãî,
Êàê îâäîâåâøàÿ ñóïðóãà,
Êàê äðóã, îáíÿâøèé ìîë÷à äðóãà
Ïðåä çàòî÷åíèåì åãî.»
      
   È âîò, êàê Ïóøêèí , ïðîðî÷åñêè ïðåäñêàçûâàÿ ñâîþ ñìåðòü îò êàìåííîãî ðóêîïîæàòèÿ ñèëû è âëàñòè, ïðîùàåòñÿ ñî ñâîåé åäèíñòâåííîé è áîëüøîé ëþáîâüþ, ñ Ëþáîâüþ âñåé ñâîåé æèçíè:

«Î, åñëè ïðàâäà, ÷òî â íî÷è,
Êîãäà ïîêîÿòñÿ æèâûå,
È ñ íåáà ëóííûå ëó÷è
Ñêîëüçÿò íà êàìíè ãðîáîâûå,
Î, åñëè ïðàâäà, ÷òî òîãäà
Ïóñòåþò òèõèå ìîãèëû, —
ß òåíü çîâó, ÿ æäó Ëåèëû:
Êî ìíå, ìîé äðóã, ñþäà, ñþäà!

ßâèñü, âîçëþáëåííàÿ òåíü,
Êàê òû áûëà ïåðåä ðàçëóêîé,
Áëåäíà, õëàäíà, êàê çèìíèé äåíü,
Èñêàæåíà ïîñëåäíåé ìóêîé.
Ïðèäè, êàê äàëüíàÿ çâåçäà,
Êàê ëåãêîé çâóê èëü äóíîâåíüå,
Èëü êàê óæàñíîå âèäåíüå,
Ìíå âñå ðàâíî, ñþäà! ñþäà!..

Çîâó òåáÿ íå äëÿ òîãî,
×òîá óêîðÿòü ëþäåé, ÷üÿ çëîáà
Óáèëà äðóãà ìîåãî,
Èëü ÷òîá èçâåäàòü òàéíû ãðîáà,
Íå äëÿ òîãî, ÷òî èíîãäà
Ñîìíåíüåì ìó÷óñü… íî, òîñêóÿ,
Õî÷ó ñêàçàòü, ÷òî âñå ëþáëþ ÿ,
×òî âñå ÿ òâîé: ñþäà, ñþäà!»
      
   ×åðåç âñþ æèçíü è òâîð÷åñòâî Àëåêñàíäðà Ïóøêèíà, ïðîñëåæèâàåòñÿ îäèí áîæåñòâåííûé æåíñêèé îáðàç, åãî òàéíàÿ è áåçíàäåæíàÿ ëþáîâü, êîòîðàÿ äàðèò åìó âäîõíîâåíüå âñþ åãî æèçíü,  è òÿãîñòíîå çàáâåíüå, êîãäà îí òåðÿåò å¸ èç âèäà.

   Â íà÷àëå ìàÿ 1829 ãîäà Àëåêñàíäð Ñåðãååâè÷ Ïóøêèí îòïðàâëÿëñÿ èç Ìîñêâû íà Êàâêàç. Ïåðâîå, ÷òî îí ñäåëàë ïî äîðîãå íà þã, çàåõàë â Áåëåâ, êîòîðûé áûë åìó ñîâåðøåííî íå ïî ïóòè. Ïîýò ñîîáùèë âñåì, ÷òî åäåò òóäà ÿêîáû äëÿ âñòðå÷è ñ ãåíåðàëîì Åðìîëîâûì. Îäíàêî îí çíàë, ÷òî èìåííî â Áåëåâå ïîõîðîíåíî ñåðäöå åãî òàèíñòâåííîé âîçëþáëåííîé. Ïóøêèí ïåðåæèë îïàëüíóþ èìïåðàòðèöó íà îäèííàäöàòü ëåò. Îí òàê è íå óçíàë, âñïîìèíàëà ëè î íåì ïåðåä ñìåðòüþ îäíà èç ñàìûõ ïðåêðàñíûõ æåíùèí â ðîññèéñêîé èñòîðèè. Æåíùèíà, êîòîðîé ñóæäåíî áûëî ñòàòü òàèíñòâåííîé ìóçîé âåëèêîãî ðóññêîãî ïîýòà.

«Ñíîâà íàä Íåâîé âñòà¸ò àëàÿ çàðÿ,
Íåæíî  çîëîòÿ îêíà  Çèìíåãî  äâîðöà,
Ðàçëèâàÿñü áðûçãàìè, áàëòèéñêèõ ïë¸ñîâ, ÿíòàðÿ,
 áåçäîííûõ ãëàçêàõ å¸ þíîãî ëèöà.
Åëèçàâåòà — ãåíèé ÷èñòîé, íåáåñíîé êðàñîòû,
Ìóçà âäîõíîâåíüÿ âåëèêîãî ðóññêîãî ïîýòà.
Åëèçàâåòà — ëþáîâü  íåñáûâøåéñÿ  ìå÷òû,
Íåáåñíîå âèäåíüå Ïóøêèíñêîãî ñîíåòà».

Источник