Доколе ты ленивец будешь спать когда ты встанешь от сна твоего

Наставления о целомудрии и предостережение против распутства, начатые Премудрым в V-й главе, продолжаются и в VI-й гл. ст. 20–35, и в VII-й. Только в ст. 1–19 одна связная речь прерывается другого содержания и характера наставлениями: 1–5. Зло необдуманного поручительства. 6–11. Гибельность лености и призыв к трудолюбию и прилежанию. 12–19. Богопротивность лукавства и коварства нечестивого в отношении ближних. Следующий раздел ст. 20–35 распадается на два меньших отдела: 20–24 – увещание к целомудрию, и 25–35 – предостережение от соблазнов прелюбодейной жены.

Притч.6:1. Сын мой! если ты по­ручил­ся за ближнего твоего и дал руку твою за другого, –

Притч.6:2. ты опутал себя словами уст тво­их, пойман словами уст тво­их.

Притч.6:3. Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты по­пал­ся в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего;

Притч.6:4. не давай сна глазам тво­им и дремания веждам тво­им;

Притч.6:5. спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова.

Частые наставления книги Притчей о вреде поручительства Притч 6.1, 11.15, 13.18, 20.16, 22.26) объясняются тем, что, по воззрениям обычного (в законе Моисеевом не записанного) древнееврейского права, поручившийся за несостоятельного должника трактовался юридически заменявшим последнего и, при обычном жестокосердии кредиторов, нередко платился за своего клиента не только собственным имуществом (Сир 8.16, 29.18–25), но и личной свободой (4Цар 4.1; Мф 18.25. См. у Ewald’a Die Alterthummer des Volkes Israel. 3 A (1866), s. 246).

Но в данном случае Премудрый со всею настоятельностью предупреждает ученика своего собственно от необдуманного, поспешного и безрассудного принятия поручительских обязательств, что без сомнения было не редкостью у юношей того времени (охота принимать на себя поручительство за другого могла у юношей обращаться в особую страсть и превращаться в азарт, наподобие дуэли у европейских народов). Самое поручительство совершалось через рукобитие: поручитель давал руку заимодавцу и кредитору (ср. Притч 11.15; Иов 17.3).

Указав, ученику своему великую опасность поручительства (ст. 1–2), Премудрый далее (ст. 3–5) советует ему всеми мерами освободиться от возможных неприятных последствии своего необдуманно принятого обязательства. В качестве такой меры рекомендуется (ст. 3) усиленно, даже униженно умолять должника немедленно возвратить долг заимодавцу; а затем – советуется с неослабной бдительностью – не давая сна глазам и веждам дремания (ст. 4 – по-видимому, древнееврейская пословица, ср. Пс 11.4), во что бы то ни стало, хотя бы с затратой величайших усилий, освободиться, как иногда освобождается серна или птица из ловушки (ст. 5, сн. Пс 123.7), из своего тягостного положения, созданного неблагоразумным поручительством. Вся речь о поручительстве имеет характер чисто житейской мудрости, указывая в качестве главного мотива деятельности – чувство самосохранения.

Притч.6:6. Пойди к муравью, ле­нивец, по­смотри на действия его, и будь мудрым.

Притч.6:7. Нет у него ни начальника, ни при­ставника, ни по­велителя;

Притч.6:8. но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою.–

Притч.6:8a. –[Или пойди к пчеле и по­знай, как она трудо­любива, какую по­чтен­ную работу она про­изводит;–

Притч.6:8b. –ее труды употребляют во здравие и цари и про­столюдины; любима же она всеми и славна;–

Притч.6:8c. –хотя силою она слаба, но мудростью по­чтена.]

Притч.6:9. Доколе ты, ле­нивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего?

Притч.6:10. Немного по­спишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, по­лежишь:

Притч.6:11. и при­дет, как про­хожий, бедность твоя, и нужда твоя, как раз­бойник.–

Притч.6:11a. –[Если же будешь не ле­нив, то, как источник, при­дет жатва твоя; скудость же далеко убежит от тебя.]

То же чувство самосохранения, по мысли Премудрого, должно побуждать человека к трудолюбию и отвлекать от лености, причем в 6–8 в пример трудолюбия указывается муравей (по LXX ст. 8 – еще и пчела), а в ст. 9–11 приводятся гибельные последствия для человека от лености его. Муравей, трудящийся во всякое время по собственному, инстинктивному побуждению – без внешнего принуждения (ст. 7) и мудро собирающий себе запасы летом для зимы (ст. 8), является весьма пригодным и внушительным символом и уроком трудолюбия; в качестве такого символа или образца муравей весьма нередко встречается в поэзии арабской и персидской, а также в классической письменности (у Аристотеля, Вергилия, Горация, см. Zockler. Die Spruche Salomionis, s. 69). LXX (также слав. и русск. синод. ) в ст. 8, кроме муравья, приводят в качестве образца трудолюбия и искусства еще пчелу (в Комплютенском изд. греч. текста речь о пчеле опущена): мед пчелы собираемый ею с величайшим искусством, употребляют во здравие не одни простолюдины, но и цари, и у всех пчела в почете. Хотя о пчеловодстве, как промысле, в Ветхом Завете не упоминается (только уже у Филона и в Мишне), под именем меда (евр. дебаш) (напр., в выражении: земля текущая молоком и медом) разумеется, главным образом, фруктовый мед (и теперь еще называемый в Сирии дибс), но и о пчелином меде библейские евреи несомненно знали (см. Втор 1.44; Суд.14:8; Пс 117.12; Ис 7.18), и потому LXX могли в имевшемся у них еврейском подлиннике читать это другое сравнение или олицетворение трудолюбия 4. От сравнения Премудрый переходит (ст. 9 и сл.) к прямому обличению ленивца, беспечно почивающего непробудным сном. На приглашение проснуться (ст. 9, сн. Еккл 4.5; сн. Еф 5.14), ленивец отвечает просьбой дать ему еще несколько поспать или подремать (ст. 10, сн. Притч 24.33). Но Премудрый угрожает ему неизбежными последствиями беспечности и лености: нищетой бедностью, которая приходит быстро, нежданно, как прохожий как вооруженный разбойник (LXX: ὥσπερ κακος ὀδοὸπόρός ὤσπερ ὰγὰθος δρομευύς, Vulg.: quasi viator, quasi vir armatus), см. 11. В конце ст. 11 LXX, Vulg. (слав., русск. ) имеют прибавку, выражающую обратную мысль той, какая высказана в первой половине стиха (в Комплют. Библ. прибавка отсутствует): прибавка имеет вид распространительной глоссы. В Притч 24.33–34 повторяются стихи 10–11 рассматриваемой главы, но данной прибавки там не имеется.

Читайте также:  Мелодрама зимний сон смотреть онлайн бесплатно в хорошем качестве

Притч.6:12. Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами,

Притч.6:13. мигает глазами сво­ими, говорит ногами сво­ими, дает знаки пальцами сво­ими;

Притч.6:14. ковар­с­т­во в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раз­доры.

Притч.6:15. Зато внезапно при­дет по­гибель его, вдруг будет раз­бит – без исцеле­ния.

Притч.6:16. Вот шесть, чтó не­на­видит Го­с­по­дь, даже семь, чтó мерзость душе Его:

Притч.6:17. глаза гордые, язык лживый и руки, про­лива­ю­щие кровь невин­ную,

Притч.6:18. сердце, ку­ю­щее злые замыслы­, ноги, быстро бегущие к злодей­с­т­ву­,

Притч.6:19. лжесвидетель, наговарива­ю­щий ложь и сеющий раз­дор между братьями.

В стихах 12–15 Премудрый предостерегает ученика своего от всех видов и проявлений лукавства и коварства, а в ст. 16–19 эти пороки и некоторые другие представляются особенно богопротивными. Уже и ранее (Притч 4.24–25) предостерегал от лукавства и призывал к прямому и открытому образу действий. Здесь он делает то же, но при этом подробно обрисовывает хитрую мимику – глаз, ног, пальцев – коварного и лукавого человека (ст. 13), всегда замышляющего в сердце зло на ближнего и на общество (ст. 14, сн. Притч 2.12, 14, 3.29): но конечная, неисцельная гибель злодея неизбежна (ст. 15. Притч 1.27, 3.25, 24.22).

Затем, для возбуждения в ученике большего отвращения к порокам злобы, лукавства, коварства, Премудрый называет, ст. 17–19, семь (собственно 6) пороков, составляющих проявления общей порочности и испорченности сердца человеческого. У LXX (и в слав. ) мысль о шести пороках в ст. 15 отсутствует. И в других местах кн. Притчей обличаются: гордые глаза (Притч 30.13), руки, проливающие кровь (Притч 1.11) и под., но здесь обличения эти сгруппированы полнее и выражены в особенной свойственной языку притчей форме числового параллелизма.

Притч.6:20. Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставле­ния матери твоей;

Притч.6:21. навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою.

Притч.6:22. Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда про­будишься, будут беседо­вать с тобою:

Притч.6:23. ибо заповедь есть светильник, и наставле­ние – свет, и назидатель­ные по­уче­ния – путь к жизни,

Притч.6:24. чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой.

Притч.6:25. Не по­желай красоты ее в сердце твоем, [да не уловлен будешь очами тво­ими,] и да не увлечет она тебя ресницами сво­ими;

Притч.6:26. потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу.

Притч.6:27. Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не про­горело платье его?

Притч.6:28. Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног сво­их?

Притч.6:29. То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего: кто при­коснет­ся к ней, не останет­ся без вины.

Притч.6:30. Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден;

Притч.6:31. но, будучи пойман, он заплатит всемеро, отдаст все имуще­с­т­во дома своего.

Притч.6:32. Кто же пре­любо­дей­с­т­ву­ет с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это:

Притч.6:33. побои и по­зор найдет он, и бес­честие его не изгладит­ся,

Притч.6:34. потому что ревность – ярость мужа, и не по­щадит он в день мще­ния,

Притч.6:35. не при­мет никакого выкупа и не удоволь­ствует­ся, сколько бы ты ни умножал даров.

Предполагая теперь возобновить нить рассуждений и наставлений о целомудрии и о вреде распутства, Премудрый здесь (ст. 20), как и в начале книги (Притч 1.8) делает нарочитое увещание к ученику – помнить заповеди и наставления родителей, которые по закону Моисееву (Втор 6.7) не только сами должны были хранить и исполнять заповеди Божии, но и детям возвещать о них. Такое общее вступление пред увещаниями к целомудрию совершенно аналогично подобным же введениям в Притч 5.1–2, a Притч 7.1–5 к рассуждению о том же предмете. Ввиду особенной важности заветов о целомудрии, Премудрый настоятельно советует ученику своему – всегда неотложно иметь в мысли, как бы на сердце и шее (ст. 21, ср. Притч 3.3, 7.3) родительские заветы, которые и должны охранять юношу от соблазнов во всех положениях и отношениях житейских (ст. 22, сн. 23–24), ибо таково свойство, переданных родителями, заповедей Закона Божия, всегда служащего истинным светом и руководящим началом жизни человека (ст. 23, сн. Пс 123.105), а потому, в частности, заповеди эти всегда сильны удержать неопытного юношу от преступного сближения со злой, т. е. прелюбодейной женой (ст. 24, сн. Притч 2.16, 7.5). Теперь, в ст. 25–35, с целью более решительного предохранения юноши от соблазнов прелюбодеяния Премудрый изображает внутреннюю – психологическую и внешнюю – фактической сторону прелюбодеяния, с указанием гибельных последствии последнего. Прежде всего, Премудрый предостерегает (ст. 25) от самого начала или корня греха прелюбодеяния: нужно остерегаться возникновения похоти или страстного влечения в сердце к блудной и вообще посторонней женщине под впечатлением красоты или кажущейся привлекательности ее наружности. В этом указании Премудрого на необходимость охранять первее всего сердце свое от похотения нельзя не видеть дальнейшего раскрытия заповеди десятословия «не пожелай жены» (Исх 20.17; Втор 5.21) и подготовления евангельского возвышенного понимания этой исповеди (Мф 5.28). Упомянув далее (ст. 26) о том, что блудница, существо презренное и ничтожное, однако, может погубить человека почтенного, который, впадая в распутство, теряет не только имущество (ср. Притч 29.3; Сир 9.6), но и честь и доброе имя, Премудрый далее (ст. 27–29) выражает ту мысль, что всякое соприкосновение с женой ближнего, совершаемое с нечистой целью, никоим образом не может оставаться невинным: подобно тому как невозможно сохранить в целости одежду, если взять в пазуху огонь, равным образом нельзя уберечь от обжога ноги, если пройти по горящим угольям (оба вопроса в ст. 27 и 28 предполагают безусловно отрицательный ответ, как и у Ам 3.4–6), так немыслимо сохранить мужчине невинность, незапятнанное имя и безответственность по суду – при неосмотрительно и непозволительно близком общении с неверной женой другого.

Читайте также:  Почему нужно есть за 4 часа до сна

В ст. 30–32 предлагается другой бытовой пример из которого выводится та же мысль о неизбежной ответственности человека, подпавшего греху жены любодейной: если вору не прощают его поступка, даже и при наличности смягчающих обстоятельств (голод), – напротив взыскивают всемеро (по закону Моисееву (Исх 22.1–2)), собственно впятеро или вчетверо; «всемеро» здесь ст. 31, как и в Быт 4.15 – круглое число вместо неопределенного множества, ибо во второй половине стиха штраф определяется еще шире, т. е., даже все имение его дома, то тем более не заслуживает пощады участник прелюбодеяния, к которому ничто его не вынуждало. 33–35. Бесчестие, срам, побои от оскорбленного им мужа будут его уделом; позор останется незагладим тем более, что обесчещенный им муж неверной жены не захочет взять от него и денежного штрафа или выкупа. Но высшим и чувствительнейшим наказанием прелюбодея, по воззрениям Соломона, как и Сираха, является презрение со стороны общественного мнения, несмываемый позор пред обществом.

Источник

Ïðèò÷è Ñîëîìîíà

Ãëàâà 6.

1Ñûí ìîé! åñëè òû ïîðó÷èëñÿ çà áëèæíåãî òâîåãî è äàë ðóêó òâîþ çà äðóãîãî,-
2òû îïóòàë ñåáÿ ñëîâàìè óñò òâîèõ, ïîéìàí ñëîâàìè óñò òâîèõ.

3Ñäåëàé æå, ñûí ìîé, âîò ÷òî, è èçáàâü ñåáÿ, òàê êàê òû ïîïàëñÿ â ðóêè áëèæíåãî òâîåãî: ïîéäè, ïàäè ê íîãàì è óìîëÿé áëèæíåãî òâîåãî;
4íå äàâàé ñíà ãëàçàì òâîèì è äðåìàíèÿ âåæäàì òâîèì;
5ñïàñàéñÿ, êàê ñåðíà èç ðóêè è êàê ïòèöà èç ðóêè ïòèöåëîâà.

6Ïîéäè ê ìóðàâüþ, ëåíèâåö, ïîñìîòðè íà äåéñòâèÿ åãî, è áóäü ìóäðûì.

7Íåò ó íåãî íè íà÷àëüíèêà, íè ïðèñòàâíèêà, íè ïîâåëèòåëÿ;
8íî îí çàãîòîâëÿåò ëåòîì õëåá ñâîé, ñîáèðàåò âî âðåìÿ æàòâû ïèùó ñâîþ. [Èëè ïîéäè ê ï÷åëå è ïîçíàé, êàê îíà òðóäîëþáèâà, êàêóþ ïî÷òåííóþ ðàáîòó îíà ïðîèçâîäèò; åå òðóäû óïîòðåáëÿþò âî çäðàâèå è öàðè è ïðîñòîëþäèíû; ëþáèìà æå îíà âñåìè è ñëàâíà; õîòÿ ñèëîþ îíà ñëàáà, íî ìóäðîñòüþ ïî÷òåíà.]

9Äîêîëå òû, ëåíèâåö, áóäåøü ñïàòü? êîãäà òû âñòàíåøü îò ñíà òâîåãî?

10Íåìíîãî ïîñïèøü, íåìíîãî ïîäðåìëåøü, íåìíîãî, ñëîæèâ ðóêè, ïîëåæèøü:
11è ïðèäåò, êàê ïðîõîæèé, áåäíîñòü òâîÿ, è íóæäà òâîÿ, êàê ðàçáîéíèê. [Åñëè æå áóäåøü íå ëåíèâ, òî, êàê èñòî÷íèê, ïðèäåò æàòâà òâîÿ; ñêóäîñòü æå äàëåêî óáåæèò îò òåáÿ.]

12×åëîâåê ëóêàâûé, ÷åëîâåê íå÷åñòèâûé õîäèò ñî ëæèâûìè óñòàìè,
13ìèãàåò ãëàçàìè ñâîèìè, ãîâîðèò íîãàìè ñâîèìè, äàåò çíàêè ïàëüöàìè ñâîèìè;
14êîâàðñòâî â ñåðäöå åãî: îí óìûøëÿåò çëî âî âñÿêîå âðåìÿ, ñååò ðàçäîðû.

15Çàòî âíåçàïíî ïðèäåò ïîãèáåëü åãî, âäðóã áóäåò ðàçáèò — áåç èñöåëåíèÿ.

16Âîò øåñòü, ÷òî’ íåíàâèäèò Ãîñïîäü, äàæå ñåìü, ÷òî’ ìåðçîñòü äóøå Åãî:
17ãëàçà ãîðäûå, ÿçûê ëæèâûé è ðóêè, ïðîëèâàþùèå êðîâü íåâèííóþ,
18ñåðäöå, êóþùåå çëûå çàìûñëû, íîãè, áûñòðî áåãóùèå ê çëîäåéñòâó,
19ëæåñâèäåòåëü, íàãîâàðèâàþùèé ëîæü è ñåþùèé ðàçäîð ìåæäó áðàòüÿìè.

20Ñûí ìîé! õðàíè çàïîâåäü îòöà òâîåãî è íå îòâåðãàé íàñòàâëåíèÿ ìàòåðè òâîåé;
21íàâÿæè èõ íàâñåãäà íà ñåðäöå òâîå, îáâÿæè èìè øåþ òâîþ.

22Êîãäà òû ïîéäåøü, îíè áóäóò ðóêîâîäèòü òåáÿ; êîãäà ëÿæåøü ñïàòü, áóäóò îõðàíÿòü òåáÿ; êîãäà ïðîáóäèøüñÿ, áóäóò áåñåäîâàòü ñ òîáîþ:
23èáî çàïîâåäü åñòü ñâåòèëüíèê, è íàñòàâëåíèå — ñâåò, è íàçèäàòåëüíûå ïîó÷åíèÿ — ïóòü ê æèçíè,
24÷òîáû îñòåðåãàòü òåáÿ îò íåãîäíîé æåíùèíû, îò ëüñòèâîãî ÿçûêà ÷óæîé.

25Íå ïîæåëàé êðàñîòû åå â ñåðäöå òâîåì, [äà íå óëîâëåí áóäåøü î÷àìè òâîèìè,] è äà íå óâëå÷åò îíà òåáÿ ðåñíèöàìè ñâîèìè;
26ïîòîìó ÷òî èç-çà æåíû áëóäíîé îáíèùåâàþò äî êóñêà õëåáà, à çàìóæíÿÿ æåíà óëîâëÿåò äîðîãóþ äóøó.

27Ìîæåò ëè êòî âçÿòü ñåáå îãîíü â ïàçóõó, ÷òîáû íå ïðîãîðåëî ïëàòüå åãî?

28Ìîæåò ëè êòî õîäèòü ïî ãîðÿùèì óãîëüÿì, ÷òîáû íå îáæå÷ü íîã ñâîèõ?

29Òî æå áûâàåò è ñ òåì, êòî âõîäèò ê æåíå áëèæíåãî ñâîåãî: êòî ïðèêîñíåòñÿ ê íåé, íå îñòàíåòñÿ áåç âèíû.

30Íå ñïóñêàþò âîðó, åñëè îí êðàäåò, ÷òîáû íàñûòèòü äóøó ñâîþ, êîãäà îí ãîëîäåí;
31íî, áóäó÷è ïîéìàí, îí çàïëàòèò âñåìåðî, îòäàñò âñå èìóùåñòâî äîìà ñâîåãî.

32Êòî æå ïðåëþáîäåéñòâóåò ñ æåíùèíîþ, ó òîãî íåò óìà; òîò ãóáèò äóøó ñâîþ, êòî äåëàåò ýòî:
33ïîáîè è ïîçîð íàéäåò îí, è áåñ÷åñòèå åãî íå èçãëàäèòñÿ,
34ïîòîìó ÷òî ðåâíîñòü — ÿðîñòü ìóæà, è íå ïîùàäèò îí â äåíü ìùåíèÿ,
35íå ïðèìåò íèêàêîãî âûêóïà è íå óäîâîëüñòâóåòñÿ, ñêîëüêî áû òû íè óìíîæàë äàðîâ.

Ãëàâà 7.

1Ñûí ìîé! õðàíè ñëîâà ìîè è çàïîâåäè ìîè ñîêðîé ó ñåáÿ. [Ñûí ìîé! ÷òè Ãîñïîäà,- è óêðåïèøüñÿ, è êðîìå Åãî íå áîéñÿ íèêîãî.]

2Õðàíè çàïîâåäè ìîè è æèâè, è ó÷åíèå ìîå, êàê çðà÷îê ãëàç òâîèõ.

3Íàâÿæè èõ íà ïåðñòû òâîè, íàïèøè èõ íà ñêðèæàëè ñåðäöà òâîåãî.

4Ñêàæè ìóäðîñòè: «òû ñåñòðà ìîÿ!» è ðàçóì íàçîâè ðîäíûì òâîèì,
5÷òîáû îíè îõðàíÿëè òåáÿ îò æåíû äðóãîãî, îò ÷óæîé, êîòîðàÿ óìÿã÷àåò ñëîâà ñâîè.

Читайте также:  Матрас на диван для сна ортопедический

6Âîò, îäíàæäû ñìîòðåë ÿ â îêíî äîìà ìîåãî, ñêâîçü ðåøåòêó ìîþ,
7è óâèäåë ñðåäè íåîïûòíûõ, çàìåòèë ìåæäó ìîëîäûìè ëþäüìè íåðàçóìíîãî þíîøó,
8ïåðåõîäèâøåãî ïëîùàäü áëèç óãëà åå è øåäøåãî ïî äîðîãå ê äîìó åå,
9â ñóìåðêè â âå÷åð äíÿ, â íî÷íîé òåìíîòå è âî ìðàêå.

10È âîò — íàâñòðå÷ó ê íåìó æåíùèíà, â íàðÿäå áëóäíèöû, ñ êîâàðíûì ñåðäöåì,
11øóìëèâàÿ è íåîáóçäàííàÿ; íîãè åå íå æèâóò â äîìå åå:
12òî íà óëèöå, òî íà ïëîùàäÿõ, è ó êàæäîãî óãëà ñòðîèò îíà êîâû.

13Îíà ñõâàòèëà åãî, öåëîâàëà åãî, è ñ áåññòûäíûì ëèöîì ãîâîðèëà åìó:

14″ìèðíàÿ æåðòâà ó ìåíÿ: ñåãîäíÿ ÿ ñîâåðøèëà îáåòû ìîè;
15ïîýòîìó è âûøëà íàâñòðå÷ó òåáå, ÷òîáû îòûñêàòü òåáÿ, è — íàøëà òåáÿ;
16êîâðàìè ÿ óáðàëà ïîñòåëü ìîþ, ðàçíîöâåòíûìè òêàíÿìè Åãèïåòñêèìè;
17ñïàëüíþ ìîþ íàäóøèëà ñìèðíîþ, àëîåì è êîðèöåþ;
18çàéäè, áóäåì óïèâàòüñÿ íåæíîñòÿìè äî óòðà, íàñëàäèìñÿ ëþáîâüþ,
19ïîòîìó ÷òî ìóæà íåò äîìà: îí îòïðàâèëñÿ â äàëüíþþ äîðîãó;
20êîøåëåê ñåðåáðà âçÿë ñ ñîáîþ; ïðèäåò äîìîé êî äíþ ïîëíîëóíèÿ».

21Ìíîæåñòâîì ëàñêîâûõ ñëîâ îíà óâëåêëà åãî, ìÿãêîñòüþ óñò ñâîèõ îâëàäåëà èì.

22Òîò÷àñ îí ïîøåë çà íåþ, êàê âîë èäåò íà óáîé, [è êàê ïåñ — íà öåïü,] è êàê îëåíü — íà âûñòðåë,
23äîêîëå ñòðåëà íå ïðîíçèò ïå÷åíè åãî; êàê ïòè÷êà êèäàåòñÿ â ñèëêè, è íå çíàåò, ÷òî îíè — íà ïîãèáåëü åå.

24Èòàê, äåòè, ñëóøàéòå ìåíÿ è âíèìàéòå ñëîâàì óñò ìîèõ.

25Äà íå óêëîíÿåòñÿ ñåðäöå òâîå íà ïóòè åå, íå áëóæäàé ïî ñòåçÿì åå,
26ïîòîìó ÷òî ìíîãèõ ïîâåðãëà îíà ðàíåíûìè, è ìíîãî ñèëüíûõ óáèòû åþ:
27äîì åå — ïóòè â ïðåèñïîäíþþ, íèñõîäÿùèå âî âíóòðåííèå æèëèùà ñìåðòè.

Ïðåäûäóùàÿ êíèãà

Ñëåäóþùàÿ êíèãà

« Ïðåäûäóùàÿ ãëàâà

Ñëåäóþùàÿ ãëàâà »

Источник

<<<   БИБЛИОТЕКА   >>>

Глава 6

1 Сын мой! если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого,- 

2 ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих.

3 Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего; 

4 не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим; 

5 спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова.

6 Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым.

7 Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; 

8 но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. [Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтена.]

9 Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего?

10 Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: 

11 и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник. [Если же будешь не ленив, то, как источник, придет жатва твоя; скудость же далеко убежит от тебя.]

12 Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, 

13 мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими; 

14 коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры.

15 Зато внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит — без исцеления.

16 Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: 

17 глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную,

18 сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, 

19 лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями.

20 Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей; 

21 навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою.

22 Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою: 

23 ибо заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни, 

24 чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой.

25 Не пожелай красоты ее в сердце твоем, [да не уловлен будешь очами твоими,] и да не увлечет она тебя ресницами своими; 

26 потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу.

27 Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его?

28 Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?

29 То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего: кто прикоснется к ней, не останется без вины.

30 Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден; 

31 но, будучи пойман, он заплатит всемеро, отдаст все имущество дома своего.

32 Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это: 

33 побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится, 

34 потому что ревность — ярость мужа, и не пощадит он в день мщения, 

35 не примет никакого выкупа и не удовольствуется, сколько бы ты ни умножал даров.

Смотрите также: Толковая Библия. Толкование на книгу Притчи Соломона, глава 6

<<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>>

Источник