Ходит сон по сенечкам дрема под окошечком

Ходит сон по сенечкам дрема под окошечком thumbnail

На сголовьице, да на здоровьице.

Ты спи камушком, да вставай перышком.

Баю-бай, баю-бай.

Баю-бай, баю-бай.

Баю-бай, баю-бай.

Баю-бай, баю-бай.

Баю-бай, баю-бай.

Баю-бай, баю-бай.

Баю-бай, баю-бай.

Баю-бай, баю-бай.

Баю-бай, баю-бай.

Баю-бай, баю-бай.

У балабаечку играть.

Мою детку забавлять.

Он не беден, не богат.

Полна горенка ребят.

Все по лавочкам сидят.

Кашку с маслицем едят.

А бай, бай, бай, бай, бай, бай, бай.

И потащит во лесок.

Сам заплакал и пошел.

Поклевали кашенку.

Вы послушайте мои.

Вы мои приветочки.

О, баю, баю, баю.

А-а-а-а, а-а-а-а.

А-а-а-а, а-а-а-а.

А-а-а-а, а-а-а-а.

А-а-а-а, а-а-а-а.

А-а-а-а, а-а-а-а.

О, Баю, баю, баюшки

О, о,о,

Баю, баю, баюшки,

Лю-лю, лю-лю, люлюшки,

О, о, о,

Спи-ко, маленькая, аккуратненькая,

Лю, лю-лю, 

Лю-лю, люлюшки, лю-лю,

Тебя, баюшка, люблю, 

О, о, о,

Баю, баю, баю, бай,

Ничего ты да не бай, 

Ничего не говори, 

Только, баюшки, лежи,

Бай-бай.

Ой, мороз, мороз, мороз

Ой, мороз, мороз, мороз, не показывай нам нос, Лю

Уходи скорей домой, уводи стужу с собой, Лю

А мы саночки возьмем и на улочку пойдем, Лю

Мы на улочку пойдем и кататься начнем, Лю

Сядем в саночки- самокаточки, Лю

У саней была подушечка бархатная, Лю

Золотом обшита, кисти шелковиты, Лю

А заломочки у ней все серебряные, Лю

А и шишечки-кукушечки золоченые, Лю

А оглобельки у санок кипарисовые, Лю

И мороз-то не уходит, еще вьюгу-то зовет, Лю

А и вьюга идет, жалобнешенько поет, Лю

Она ходит под окошком, стучит ставешком, Лю

А снежиночки-пушиночки в окошечко глядят, Лю

Все в окошечко глядят и кататься не велят, Лю

Спи в кроватке усни, лучше в теплой полежи, Лю

Больно холодно, больно ветрено, Лю

А на улке есть проулочка, бежит серый коток, Лю

Бежит серенький коток, познобил свой коготок, Лю

А и шубка на нем позаиндевела, Лю

А и брови-то усы позакорживели, Лю

Котя в сеночках ревет, в избу просится, Лю

Бабушка пустила, кота выстегала, Лю

От метелки голичком, не ходи, кот, босиком, Лю

Ходи в валенках, в теплых варежках, Лю

А пойдешь во двор – то иди в один притвор, Лю

Котик осердился, да на печку ушел, Лю

Все на печку ушел, кирпич тепленький нашел, Лю

Лежит котик на печи, на горячем кирпичи, Лю

А головку котеночка лапкой обнял, Лю

А и хвостиком он приокутался, Лю.

Уж вы котики-коты

Уж вы котики-коты, полосатые хвосты,

По загону бегали, они сына искали, 

Они сынку не нашли, потерялись да пошли,

Ай, баюшки-баюшки, не ложись на краюшке,

Придёт серенький коток, схватит Колю за бочок,

Схватит Колю за бочок, и утащит во лесок.

Ай, баю, баю, баю, баю дитятку мою, 

Пошёл котик во лесок – принёс котик поясок,

А ребята отняли, да и Коленьке отдали,

Пошёл котик на торжок – принёс котик пирожок,

А ребята отняли, да и Коленьке отдали,

Пошёл котик за гору – принёс котик сон-дрему,

А ребята отняли, да и Коленьке отдали.

Уж я Вовушку люблю

Уж я Вовушку люблю, да укачаю-укладу,

Бай-бай, бай-бай, бай-бай,

Спи-ка, Вовушка, в добре, да на соломке, на ковре,

Бай-бай, бай-бай,

Что занавеска шелкова, сидит пестунья толкова,

Люлю-бай, люлю-бай, спи-ка, Вова, усыпай,

Спи-ка дружок, некошеный твой лужок, 

Бай-бай, бай-бай,

Некошеный твой лужочек, неограблен бережочек, 

Бай-бай, бай-бай, бай-бай,

Что не граблен бережочек, да не сметанный стожочек,

Люлю-бай, люлю-бай, спи-ка, Вова, усыпай,

Бай да лю-лю, я дружочка не браню, 

Бай-бай, бай-бай,

Я дружочка не браню – его не за что бранить, 

Бай-бай, бай-бай,

Бранить не за что, да журить не по что, 

Бай-бай, бай-бай, бай-бай,

Уж я Вовушку люблю, да укачаю-укладу,

Лю-лю-лю, лю-лю, лю-лю-люшеньки, лю-лю,

Это ангел с небеси, да больше сна Вове неси,

Бай-бай, бай-бай,

Милого, хорошего, да паренька пригожего,

Бай, бай, бай-люлю, уж я Вову укладу.

Люлю, люлю, люленьки

Люлю, люлю, люленьки,

Налетали гуленьки, 

Прямо Шуре в люленьку,

Сели гули на края,

Уронили перышка,

Прямо Шуре в люленьку.

Стали гули гулевать, 

Стала Шура засыпать, 

Бай, бай, бай,

Спи-ка, Шуренька, поспи,

Ручки белые прижми, 

Глазки, милая, сожми,

Бай, бай, бай.

Стали гули гулевать,

Стали гули ворковать,

Чем нам Шуреньку питать?

Сахарком ли, медком,

Или кашкой с молочком?

Она сахару не ест, 

Меда в рот не берет,

Бай, бай, бай.

Уж мы съездим во торжок, 

Купим Шуреньке горшок,

Крупки маленький мешок,

Будем печку топить, 

Будем кашку варить, 

Будем Шуреньку кормить, 

Лю-лю-лю, лю-лю-лю-люлю,

Лю-лю-люленьки, лю-лю,

Баю-баюшки, баю.

Бай, да побай

Бай, да побай, ты живи, не умирай, 

Ты живи не умирай, отца мать не покидай, 

Баю-бай, люли-лю

Если мамушку покинешь, 

Голова твоя погибнет,

Баю-бай, люли-лю.

Поспи теплая свеча, до закату не печаль,

До закату, до зари, не разбудим никоды,

Баю-бай, люли-лю

Мы не будем, не приложим, 

С Богом спанюшкать положим,

Баю-бай, люли-лю.

Повалим ребенка спать, да на тесовую кровать, 

А на мягконьку, пухову на подушечку,

Баю-бай, люли-лю

Бай, да побай, поди бука на сарай, 

Поди бука на сарай, мою детку не пугай,

Баю-бай, люли-лю.

Мою детушку спугаешь, 

Сто рублей деньги отдашь,

Баю-бай, люли-лю

Сто рублей никак не денежки, пятьсот — не живот,

Пятьсот — не живот, моя детонька живет,

Баю-бай, люли-лю.

Бай, да побай, поди бука на сарай,

На сарае — кирпичи, буке некуда лечти,

Баю-бай, люли-лю

Баю, да побаю, тебя рощу-подымаю,

Тебя рощу-подымаю, много время занимаю, 

Баю-бай, люли-лю.

Все просижены денечки, 

Само лучше времечко,

Баю-бай, люли-лю

Все просижены денечки, не прядутся простенечки,

Не прядутся простенечки, не мотаются моточки, 

Баю-бай, люли-лю.

Ты моя сугревушка, 

Паренек да девушка, 

Читайте также:  Собирать вещи во сне для поездки

Баю-бай, люли-лю

Уродилась девушка, будет белошвеюшка, 

Будет белошвеюшка, прялки попрядеюшка,

Баю-бай, люли-лю.

Уродился паренек, 

В чистом поле пахарек,

Баю-бай, люли-лю

Будет пашенку пахать, огородку городить,

Огородку городить, на озерушках ловить.

Баю-бай, люли-лю.

Он и рыбки наловит, 

Всех соседей накормит,

Баю-бай, люли-лю

Бай да побай, дитя мило засыпай,

Свои глазки закрывай и скорее засыпай, 

Баю-бай, люли-лю.

Лилю в люлю укладу

Бай, бай, бай-люлю,

Лилю в люлю укладу,

Спи-ко, Лилюшка, усни, 

Угомон себе возьми,

Да поболе порасти,

Сон да Дрема,

По подзыбочке брела,

К Лиле в люлюшку легла,

О, о, о,о.

Баю, баюшки, баю, 

Живет Федор на краю,

Он не беден, не богат,

У него много ребят, 

Все по лавочкам сидят, 

Все по корочке едят,

О, о, о-люлю.

Спи-ко, Лилюшка, усни,

Люлю, люлю, лю-лю-лю,

После банюшки-пару, 

Не ходи по ветерку,

То настынешь и помрешь, 

Во сыру землю пойдешь.

Спи-ко мила, до той поры,

Не подымай-ко головы,

После будет пора,

Разбужу, Лиля, тебя,

Баю, баю, баю, бай,

Баю, баюшки, лю-лю,

О, о, о.

Спи-дитятко, почивай

Спи-дитятко, почивай, свои глазки закрывай,

Стану петь я, распевать, колыбель твою качать,

Ходит Сон по сенечкам, Дрема под окошечком,

А как Сон-то говорит, я скорее усыплю,

А Дрема-то говорит, я скорее удремлю, 

А как Сон-то говорит, где бы колыбель найти?

Где-бы колыбель найти, поскорее усыпить?

Висит колыбелька, во высоком терему,

Во высоком терему, в шитом-браном пологу,

На серебряных кольцах, на кленовом очепу, 

На кленовом очепу, на шелковом поясу,

Васька-кот, не ходи, мою детку не буди,

Спи, дитятко, здорово, вставай весело,

Вставай весело, на улице рассвело.

Ай, ту-ту

Ай, ту-ту, ту-ту, ту-ту,

Не вари кашку круту,

Вари жиденькую,

Молочненькую.

Куму поминать,

А где кума?

А где кума?

За ворота ушла.

А где ворота?

Вода унесла.

А где вода?

За горы ушла.

А где гора?

Черви выточили.

А где черви?

Гуси выклевали.

А где гуси?

Во тростник ушли.

А где тростник?

Девки выломали.

А где девки?

За мужья ушли.

А где мужья?

На войну ушли.

А где война?

Война выгорела.

А где пепелок?

Унес ветерок.

А где ветерок?

Улетел на восток.

А где восток?

Там, где солнышко встает.

Татары шли, ковылку жгли

Татары шли, ковылку жгли, кашу варили,

Поевши кашу, людей делили,

А баю-бай, бай-бай, бай-бай.

Досталася сестра брату, а теща – зятю, 

А баю-бай, бай-бай, бай-бай.

Вот брат сестру на Русь пустил, 

А зять тещу в служанки взял,

А баю-бай, бай-бай, бай-бай.

И дал он ей три дела делать – 

Вот глазками гусей стеречь, 

А ручками – ковыль травку прясть,

А ножками – дитя качать,

А баю-бай, бай-бай, бай-бай,

Старушенька прибаюточки ему говорила,

А баю-бай, бай-бай, бай-бай,

Ты по батюшке татарин сын, 

А поматушке – внучик мой,

А баю-бай, бай-бай, бай-бай.

Служаночки по сеням ходят,

Поди-ка, барыня, сюда,

И послушай, что старунюшка поет,

А баю-бай, бай-бай, бай-бай.

И барыня в избу вошла, и спрашивать у ней стала,

А баю-бай, бай-бай, бай-бай.

Какие прибаюточки ты, служаночка, поешь?

А баю-бай, бай-бай, бай-бай.

А я тебе не служаночка, 

А я тебе родимая матушка,

А баю-бай, бай-бай, бай-бай.

Ты погляди – у тебя на правой ноженьке мизинчика нету,

А баю-бай, бай-бай, бай-бай.

И барыня постелюшку пуховую пластала,

А баю-бай, бай-бай, бай-бай.

Ложися, моя мамушка, и отдохни в постелюшке,

А баю-бай, бай-бай, бай-бай.

Уставши, моя родная, бери коня любого, 

И поезжай в Россиюшку,

А баю-бай, бай-бай, бай-бай,

А баю-бай, бай-бай, бай-бай.

Иванушка-сокол

Иванушка-сокол вылетал высоко, 

Выше церковки, выше маковки, 

Уронил сапожок на зеленый лужок,

Маруся, сестричка, подай сапожок.

Мне некогды подать, я ширинку шью, 

Я ширинку шью, Макаринку шью,

Женихи на дворе, скоро в избу войдут,

Скоро в избу войдут, Марусю уведут.

Люльки-полюльки, кто бежит по улке?

Кат-катышок, это мой малышок,

Бай, да побай, мы поедем во Китай, 

Мы поедем во Китай, привезем подарки.

Мамке – китайки, отцу – кумацу, 

Брату – ластовицу, 

Сестрице – рукавицы 

Из конопляной костицы.

Бай, бай, бай, поскорее засыпай,

Уж как Сон ходит по лавкам, 

Дрема – по терему,

Они ищут Иванушку в высоком терему.

Уж как Сон-то говорит – 

Я Ивана усыплю,

А Дрема-то говорит – 

Я Ивана удремлю,

Ай, бай, бай, бай, мое дитя засыпай.

Источник

«Сон — смерти брат», «Сонный что мертвый» — гласили русские поговорки. В представлении древних людей сон приоткрывал дверцу в потусторонний мир, позволял живым увидеть прошлое и будущее, пообщаться с покойными и получить совет или предостережение. Герои русских сказок, колыбельных и игр могли навести сон или, наоборот, украсть его. С XIX века обитатели фольклорного сонного царства стали появляться в классической литературе, музыке и живописи. Как выглядела Дрема, так ли уж добр кот Баюн и где растет колдовская сон-трава — разбираемся с порталом «Культура.РФ».

Дрема

Ходит сон по сенечкам дрема под окошечком

Андрей Шишкин. Колыбельная (фрагмент). 2013. Частное собрание

Дрема из русских колыбельных — это ночной дух, который усыпляет людей. С детьми он особенно нежен:

Уж как сон ходил по лавке,
Дрема по полу брела.
Дрема по полу брела,
В кроватку к детке забрела.
К ней в кроватку забрела,
На подушечку легла.
На подушечку легла,
Детку ручкой обняла.

Этнографы вывели образ «доброй старушки с мягкими и ласковыми руками» или «маленького человечка с тихим убаюкивающим голосом». Этот персонаж мог быть как мужского, так и женского пола.

Встречался Дрема в детских играх:

У подростков была игра «Дрему сажать», при которой, стоя в хороводе, распевно пели про участника — «Дрему»: «Сидит Дрема, сидит Дрема, сидит Дрема само дремет, само спит. Вставай Дрема, вставай Дрема, к тебе людишки пришли». Далее, обращаясь к Дреме, просили его сплясать.

А это текст из молодежной «поцелуйной» игры:

Полно, Дремушка, дремати,
Бери, Дрема, кого хочешь,
Целуй, Дрема, сколько можешь!

В русской литературе XVIII–XIX веков слово «дрема» использовалось как синоним дремоты, полусна. А в XX веке дрему вновь стали связывать с конкретными образами. В одноименном стихотворении Константина Бальмонта 1914 года образ Дремы далек от доброго духа:

…И мучая, вся жгучая,
‎Вся липкая, как мед,
Дрожит дрема зыбучая,
‎И кошкой к сердцу льнет.

В поэме-сказке «Царь-девица» 1920 года Марина Цветаева нарисовала Дрему в образе птицы:

Что ж не спишь опять? — «Не сплю, не дремлю,
Дрему, радужную птицу, ловлю.
Поступь легкая, и птица близка,
Да ни сети у меня, ни силка».

В 1923 году похожую метафору использовал Михаил Булгаков в романе «Белая гвардия»: «Сонная дрема прошла над городом, мутной белой птицей пронеслась, минуя сторонкой крест Владимира, упала за Днепром в самую гущу ночи и поплыла вдоль железной дуги».

К детям добрая Дрема вернулась в 1964 году, когда поэт Зоя Петрова и композитор Аркадий Островкий написали колыбельную «Спят усталые игрушки» для телепередачи «Спокойной ночи, малыши!».

Обязательно по дому в этот час
Тихо-тихо ходит дрема возле нас.
За окошком все темнее,
Утро ночи мудренее.
Глазки закрывай,
Баю-бай.

Бессонница

Ходит сон по сенечкам дрема под окошечком

Елена Махова. Одно ожидание — три бессонницы (фрагмент). 2016. Частное собрание

Читайте также:  Потеет шея во время сна у ребенка

Как и дрема, бессонница была одновременно состоянием и персонажем. Когда человек не мог уснуть, это объясняли действиями злых духов, которые назывались по-разному: ночница, крикса, плакса, полуночник, крикливец. Изгоняли их заговорами:

Криксы-вараксы!
Идите вы за крутые горы,
За темные леса от младенца (имя).

Духов, которые «щипали и дергали дитя», представляли по-разному: в некоторых регионах — в виде летучих мышей, червей, птиц, иногда — в виде привидений или блуждающих огней, а иногда как женщин в черной одежде. Постепенно народ забыл крикс — злобных духов, и так стали называть плаксивых детей.

Бессоннице посвящали стихотворения поэты разных эпох, одним из первых обратился к этому мотиву Федор Тютчев. В 1829 году он написал стихотворение «Бессонница». А год спустя тютчевский образ («Часов однообразный бой, / Томительная ночи повесть!») переработал Александр Пушкин:

Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня…

На пушкинские «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы» откликнулись поэты Серебряного века. В 1904 году Иннокентий Анненский опубликовал в цикле «Бессонницы» сонет «Парки — бабье лепетанье», а в 1918-м стихотворение с таким же названием написал Валерий Брюсов. Оба поэта взяли за основу строку из Пушкина, посвященную древнеримским богиням судьбы паркам, ткущим полотно жизни. Парок часто представляли в виде древних старух.

В 1912 году стихотворение под названием «Бессонница» написала Анна Ахматова, а через девять лет — Андрей Белый. Поэтический цикл посвятила бессоннице и Марина Цветаева. Во всех этих произведениях литературоведы находят переклички со стихотворениями Пушкина и Тютчева.

Прозаик Серебряного века Алексей Ремизов обратился к русскому фольклору. В сказке-миниатюре 1903 года «Купальские огни» он описал духов из старинных суеверий. Буйствуя в ночь на Ивана Купалу, ремизовские «криксы-вараксы скакали из-за крутых гор, лезли к попу в огород, оттяпали хвост попову кобелю, затесались в малинник, там подпалили собачий хвост, играли с хвостом».

Кот Баюн

Ходит сон по сенечкам дрема под окошечком

Иван Крамской. У лукоморья дуб зеленый (фрагмент). До 1917 года. Детский музей открытки, Санкт-Петербург

В старину, чтобы младенец хорошо спал, в люльку пускали кота. Усыплял детей и фантастический котик из народных колыбельных:

Ваня будет спать,
Котик Ваню качать.
А котик его качать
Да серенький величать.

Совсем другим был кот Баюн в волшебных сказках — не утешителем маленьких детей, а колдуном, убивающим своими речами. Слова «баю-бай», «баюкать» изначально не были связаны со сном — так говорили о завораживающей речи. «Баить» означало «говорить, рассказывать». В церковнославянском языке это слово значило также «заговаривать, лечить», в болгарском и сербскохорватском — «колдовать».

Один из самых известных волшебных котов в литературе — ученый кот из поэмы Александра Пушкина «Руслан и Людмила», впервые изданной в 1820 году. Запись об этом звере поэт сделал со слов своей няни Арины Родионовны: «У моря лукомория стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет — сказки сказывает, вниз идет — песни поет». Этот мотив он перенес в пролог:

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.

К 1863 году собиратель фольклора Александр Афанасьев опубликовал сборник «Народные русские сказки». В одной из версий сюжета «Пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что» царь послал главного героя по прозвищу Бездольный изловить «кота-баюна, что сидит на высоком столбе в двенадцать сажо́н и многое множество всякого люду насмерть побивает». В саратовской сказке «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре» «возле мельницы золотой столб стоит, на нем золотая клетка висит, и ходит по тому столбу ученый кот; вниз идет — песни поет, вверх поднимается — сказки сказывает».

Кот Баюн неизменно сидел на возвышении — дубе или столбе, олицетворяющем мировое древо, ось Вселенной. Ходил кот по цепи, которая символизировала связь времен. Но к началу XX века появился образ кота, посаженного на цепь. Таким его изобразили Иван Крамской в картине «У лукоморья дуб зеленый» и Иван Билибин на картине «Кот ученый». В 1910-е годы Владимир Табурин, иллюстрировавший «Руслана и Людмилу», создал более достоверный образ. Его Баюн не сидел на цепи, а вольготно прогуливался по ней. Новым словом в графике стали сказочные коты художницы Татьяны Мавриной, соединившей импрессионизм и авангард с народными мотивами.

Читайте также:  Во сне купаться в холодной воде

Спящая царевна

Ходит сон по сенечкам дрема под окошечком

Виктор Васнецов. Спящая царевна (фрагмент). 1926. Дом-музей В.М. Васнецова, Москва

Многие народы верили, что колдуны могут насылать сон или бессонницу в наказание. Это суеверие и легло в основу распространенного фольклорного сюжета о спящей царевне. Французскую версию сказки о принцессе, уколовшей палец веретеном и заснувшей на 100 лет, записал Шарль Перро. Немецкий вариант пересказали братья Гримм. Русская сказка сохранилась в кратком изложении Александра Пушкина. Поэт записал «баснь», которую рассказывала Арина Родионовна. Эти истории наполнены жуткими подробностями. Например, во французской «Спящей красавице» детей принца и уже разбуженной принцессы пытается съесть их родная бабушка-людоедка. А в русской сказке царевна умирает по-настоящему и «царевич влюбляется в ее труп». Александр Пушин кратко описал сюжет:

Царевна заблудилася в лесу. Находит дом пустой — убирает его. Двенадцать братьев приезжают. «Ах, — говорят, — тут был кто-то — али мужчина, али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной, али брат названый; коли женщина, будь нам мать, али сестра»…

Мачеха ее приходит в лес под видом нищенки — собаки ходят на цепях и не подпускают ее. Она дарит царевне рубашку, которую та надев, умирает. Братья хоронят ее в гробнице, натянутой золотыми цепями к двум соснам. Царевич влюбляется в ее труп, и проч.

В 1833 году Пушкин создал «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях». А в 1867 году композитор Александр Бородин написал романс «Спящая княжна»:

…Лишь княжна в лесу глухом
Спит все тем же мертвым сном.
Спит, спит.
Слух прошел, что в лес дремучий
Богатырь придет могучий,
Чары силой сокрушит,
Сон волшебный победит
И княжну освободит, освободит…

В 1850 году французский хореограф Жюль Перро поставил в Петербурге балет «Питомица фей» на музыку Адольфа Адана. Завязка сюжета была основана на «Спящей красавице». Но настоящий успех ждал другой спектакль по мотивам той же сказки. В 1888 году директор Императорских театров Иван Всеволожский задумал балет-феерию в духе французских придворных представлений XVI–XVII веков.

Музыку заказали Петру Чайковскому, либретто написали сам Всеволожский и хореограф Мариус Петипа. Всеволожский, страстный поклонник и знаток эпохи Людовика XIV, также разработал исторические костюмы, а Петипа предоставил композитору потактовый план балета. Например, так хореограф описывал сцену, где принцесса Аврора уколола палец веретеном: «2/4 (музыкальный размер. — Прим. ред.), быстро. В ужасе она больше не танцует — это не танец, а головокружительное, безумное движение словно от укуса тарантула! Наконец, она падает бездыханной. Это неистовство должно длиться не более чем от 24 до 32 тактов». «Спящая красавица» Чайковского, Всеволожского и Петипа стала одним из самых исполняемых балетов в мире.

Сон-трава

Ходит сон по сенечкам дрема под окошечком

Аркадий Пластов. Юность (фрагмент). 1953. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Сон-трава часто упоминается в народных легендах, быличках, заговорах и травниках. По одному из поверий, медведи откусывают от корня сон-травы, чтобы заснуть на зиму. Если то же самое сделает человек, то и он проспит всю зиму.

Сосед пошел в лес на Воздвиженье. На Воздвиженье в лес не ходят.
В это время гадья собираются на зимовку. Видит — стадо [змей] плывет, и каждая в травинку ткнет. Думает мужик: «Понюхаю, чем пахнет?» Понюхал и пошел домой.
Пришел — жена спрашивает:
— Обедать будешь?
— Да, — говорит.
Она обед на стол поставила, а он заснул. И до весны кормили его как-то, чтоб не помер.

В середине XIX века Владимир Даль собрал сведения о реальных растениях, именуемых в разных регионах сон-травой, дурманом, сон-дремой, сонной одурью. Ими оказались беладонна обыкновенная (Atropa belladonna), прострел раскрытый (Pulsatilla patens) и смолка клейкая (Viscaria vulgaris). Считалось, что сон-трава цветет 18 июня, в Дорофеев день: кто сорвет на Дорофея сон-траву, у того будет спокойная жизнь, а если положить ее в засушенном виде под подушку, то приснится вещий сон. Речь здесь, вероятно, шла о смолке клейкой, которая действительно расцветает в конце мая — июне и издавна использовалась в народной медицине как успокоительное. Беладонна, известная как сильный яд, цветет все лето, но растет только на юге России. Чаще же всего под сон-травой скрывался прострел — растение, распространенное по всей стране. Этот первоцвет пробивается сквозь снег ранней весной и цветет уже в апреле. Свежесорванный прострел ядовит, но в засушенном виде его использовали знахари для лечения нервных расстройств.

Народ придумал легенду о том, как прострел получил свое название: когда-то у сон-травы были широкие листья, под которыми спрятался изгнанный из рая Cатана. Тогда архангел Михаил прострелил цветок, изгнав нечисть. С тех пор листья прострела рассечены на части, а само растение навсегда обрело свойство отпугивать нечистую силу. По другой легенде, у всех цветов в подземном мире есть мать, а у сон-травы — мачеха. Она-то и выгоняет бедную падчерицу раньше всех на белый свет. Это поверье легло в основу сказки Алексея Ремизова «Сон-трава»:

Разбудит Яр землю. Проснется земля. Но еще спят под землею и трава, и цветы.

«Просыпайся, иди на землю, там светло, там все твои братья и сестры, там играют птицы!» — скажет мачеха нелюбимой синеглазой сиротке.

И послушная, она выйдет на землю одна, без братьев и сестер, одна из-под снега. Ее в колыбели никто не баюкал, ее на руках никто не нянчил, ее ласковым словом никто не забавил…

Печально и грустно стоит Сон-трава — синеглазый подснежник.

Автор: Екатерина Гудкова

Источник