Какова роль в повести снов пискарева для понимания его характера
Такое происходит много раз. Во сне Пискарев обретает всю полноту счастья, наяву — полную меру страдания. Все вывихнуто и ненормально в этом странном и страшном реальном мире, как все искажено в жизни художника. Можно сказать, замечает автор, что спал Пискарев наяву, а бодрствовал во сне. Эти участившиеся метаморфозы стали источником его страданий физических и нравственных и довели в конце концов до безумия.
Романтическое мироощущение молодого Гоголя было, как мы знаем, весьма восприимчиво к контрастному восприятию мира. Вся повесть «Невский проспект» выдержана в резких контрастных красках. Социальные и психологические контрасты Невского проспекта перекликаются с перепадами в восприятии мира у Пискарева, и все это вместе обостряет ощущение трагического противоречия между действительностью и представлением о том, какой она может и должна быть.
Художник Пискарев был жертвой, по выражению Гоголя, «вечного раздора мечты с существенностью». Это жертва трагическая, ибо слишком велико несоответствие между высокой романтической мечтой и возможностями ее осуществления. Жизнь жестоко посмеялась над Пискаревым. Его преданность идеалу прекрасного и вера в чистоту человеческих отношений не выдержали соприкосновения с грубой прозой жизни, с лицемерным, эгоистическим обществом. В единоборстве с этим обществом он потерпел полное крушение.
Отношение Гоголя к Пискареву двойственное. С одной стороны, ему глубоко симпатичен характер этого благородного мечтателя, с негодованием отвергающего фальшивые и пошлые устои современного мира. Однако, с другой стороны, писатель не может не чувствовать беспочвенность романтического идеала своего героя. Дело не только в том, что этот идеал зыбок, нереален, но еще и в том, что по самой природе своей он порождение той же самой пошлой действительности, против которой направлен. Гоголь видел слабость Пискарева и зыбкость его жизненной позиции.
К середине 1830-х годов романтизм как философия жизни, как метод решения противоречий действительности обнаружил свою уязвимость. Пройдет еще одно десятилетие — и эта тема станет одной из важнейших в русской литературе. В 1843 году Герцен запишет в Дневнике: «Период романтизма исчез, тяжелые удары и годы убили его» (II, 272). Наблюдение это, сделанное в связи с обстоятельствами личной жизни Герцена, имело и несомненно более общий смысл. Романтизм к тому времени станет синонимом благодушия, рутины и дряблости. Как далеко зашел этот процесс, наглядно покажет судьба Александра Адуева в романе «Обыкновенная история». Задолго до Гончарова Гоголь проницательно распознал ранние симптомы той же болезни. Конечно, Пискарев не Александр Адуев, в гоголевском герое еще много истинно привлекательного, в его страстном негодовании против устоев современной цивилизации и морали сквозила юношеская «идеальность» и трогательная в своей простодушной наивности вера и возможность быстрого исправления нравов людей. Но гениальность Гоголя заключалась именно в том, что простодушие Пискарева изображено как порождение той же действительности, что вскормила пошлость Пирогова. Очень они разные люди — Пискарев и Пирогов, и, однако же, они не просто знакомцы, а «приятели»!
Сатирическая, обличительная направленность повести сильно выражена во второй новелле, посвященной Пирогову.
Поручик Пирогов представляет собой совсем иной человеческий материал, чем легко ранимый и чувствительный к малейшим проявлениям несправедливости Пискарев. Ограниченный и нагло самоуверенный, удачливый, преуспевающий, всегда в отличном расположении духа, Пирогов был совершенно чужд рефлексии и каким бы то ни было нравственным терзаниям. Пошлое самодовольство выражало не мимолетное, не сиюминутное его состояние, а самую суть его характера. Писатель создал очень яркий человеческий тип, ставший нарицательным обозначением многих сторон современного ему общественного бытия.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
41артем23 / 07 окт. 2014 г., 10:21:59
БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗАРАНЕЕ!
1.Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.
Ш…пот-шепчет, ч…лка-чело, неч…тный-честь, сгущ…нка-сгущать, щ…нок-ощенившаяся собака, кош…лёк-кошель, беч…вка-бечева, деш…вый-дешевле, подж…г дома-поджог, он подж…г дом-поджигать, обж…рство-обжора, ш…рты-под ударением пишется «О»- без ударения «Ё», ш…рох-под ударением пишется «О»- без ударения «Ё», крыж…вник-под ударением пишется «О»- без ударения «Ё», пиж…н-словарное слово, жонгл…р-словарное слово, за рубеж…м-рубеж, чуж…е- жи/ши пиши с буквой и, кофе-кофейный, морж…вый, алыч…вый, груш…вый, лиц…вой, пал…вый, ситц…вый, чесуч…вый, глянц…вый, ж…лтый, туш…нка, ч…рт, старич…к, резать нож…м, плеч…м к плечу, печ…нка, щ…лкнуть, медвеж…нок, мелкая душ…нка, щ…тка, творож…к, интересоваться репортаж…м, испеч…м пирог, копч…ности, замуж…м, идти с тяж…лой ношей, выпить на посош…к., ш…винизм, ш…кировать, ш…ссе, ж…сткий, зач…т, щ…лка, изж…га, пч…лка, реш_тка, никч_мный, распаш_нка, щ_лк, ш_потка чая, чащ_ба, трущ_ба, сверч_к, дьяч_к, пустяч_к, снеж_к, клоч_к, бедняж_чка, сюртуч_к, л_вша, д_монтаж, д_зинфекция, ж_стянка, девочка обиж_на, он отверж_н мной, страшный толч_к, насладиться борщ_м.
2.Расставьте знаки препинания и объясните условия обособления или не обособления разных типов определений; каковы закономерности выбора тире или дефиса.В статье “Горе от ума” В.Г.Белинский рассматривает русскую литературу диалектически продолжающую традиции истории и культуры. Разделение словесного искусства на три рода — лирический эпический и драматический — является отражением художественного осмысления жизни. Русская литература отличается удивительными перевоплощениями влекущими к соединению в контексте одного произведения смешного и грустного “высокого” и “низкого”. Комедия Н.В.Гоголя “Ревизор” — пример блистательной сатиры цельной по форме и содержанию. “В “Ревизоре” нет сцен лучших потому что нет худших все представляет собой единый художественно-замкнутый мир” — писал Белинский.6 По мнению критика главным героем комедии является страх городничего как результат испуганного воображения невежественного чиновника боявшегося не только вышестоящих лиц но и своих собственных грехов. Интересно что Хлестаков появляется во втором действии а исчезает в четвертом. Ревизор-призрак и все происходящее на сцене — это некая фантастическая реальность обретающая по воле автора писателя-сатирика свое пространство и время.
3.Расставьте знаки препинания объясните условия обособления или необособления обстоятельств и дополнений; какой частью речи выражаются обстоятельства и дополнения какова функция и роль деепричастных оборотов в предложении.В статье «О русской повести и повестях Гоголя» В.Г.Белинский рассматривает творчество писателя в контексте русской и европейской литературы открывая богатые возможности словесного искусства. В отличие от других русских писателей начала XIX века Гоголь создает “натуральную школу” обращаясь к истине и прозе жизни как источнику художественных фантазии и философских размышлений. “Он не льстит жизни но и не клевещет на нее он рад выставить наружу все что есть в ней прекрасного человеческого и в то же время не скрывает и ее безобразия. В том и другом случае он верен жизни до последней степени. Она для него настоящий портрет в котором все охвачено с удивительным сходством начиная от экспрессии оригинала до веснушек лица его начиная от гардероба Ивана Никифоровича до русских мужиков идущих по Невскому проспекту в сапогах запачканных известью; от колоссальной физиономии богатыря Бульбы который не боялся ничего на свете с люлькою в зубах и саблею в руках до стоического философа Хомы который не боялся ничего на свете даже черта и ведьм когда у него люлька в зубах и рюмка в руках».
7.Определите все части речи.В.Г.Белинский в статье «Горе от ума» отметил как была воспринята комедия консерваторы негодовали люди прогрессивного мышления особенно молодежь восхищались едкой и злой сатирой на старое поколение. Чацкий воспринимался как человек нового времени. В этой же статье В.Г.Белинский выделяя художественные особенности пьесы утверждал что Чацкий не кто иной как «новый Дон-Кихот». Как известно А.С.Пушкин соглашался с мнением критика. Как бы ни были противоречивы суждения о главном герое ясно то что автор комедии сделал первый шаг в развитии новой реалистической драматургии. В письме к П.А.Катенину А.С.Грибоедов рассказал о том как он работал над планом пьесы как создавал героя (один «здравомыслящий человек» попал в окружение «25 глупцов»). «Сначала он весел и это порок шутить и век шутить как вас на это станет».
которую так легко сломать.
Он мечтатель, живёт в своём внутреннем мире, верит в
гармонию добра и красоты, чистую, искреннюю любовь,
возвышенные идеалы.
Пискарев, романтик-идеалист принимает женщину
с Невского проспекта за святыню и божество.
Для его эстетического сознания красота есть высшая
ценность, абсолют; она — откровение Бога на земле;
поклонение красоте, любовь к прекрасной женщине
равно религиозному служению.
«Незнакомое существо, к которому так прильнули мысли и
чувства, вдруг поворотило голову и взглянуло на него.
Боже, какие божественные черты!
Ослепительной белизны прелестнейший лоб осенен был
прекрасными, как агат, волосами.
Уста были замкнуты целым роем прелестнейших грез.
Всё,что остается от воспоминания о детстве, что даёт
мечтание и тихое вдохновение при светящейся лампаде, —
все это, казалось, совокупилось, слилось и отразилось
в её гармонических устах.
Она взглянула на Пискарева, и при этом взгляде затрепетало
его сердце; она взглянула сурово, чувство негодования
проступило у ней на лице при виде такого наглого преследования;
но на этом прекрасном лице и самый гнев был обворожителен.
Постигнутый стыдом и робостью, он остановился, потупив глаза;
но как утерять это божество и неузнать даже той святыни,
где оно опустилось гостить?»
Такие мысли пришли в голову молодому мечтателю,
и он решился преследовать её.
Незнакомка дала знак следовать за собой.
Колени его дрожали; чувства, мысли горели; молния
радости нестерпимым острием вонзилась в его сердце.
Нет, это уже не мечта!
Боже! столько счастия в один миг! такая чудесная жизнь
в двух минутах!»
Это та, к которой герой всю жизнь стремился.
Женщина — ангел, воплощение красоты и изящества.
Но красота в образе женщины, оказалась обманчива.
Кем же оказывается прекрасная незнакомка, куда ведет она героя?
Оказывается в публичный дом.
Пискарев не верит своим глазам:
«Тот приют, где человек святотатственно подавил и посмеялся
над всем чистым и святым, украшающим жизнь, где женщина,
эта красавица мира, венец творения, обратилась в какое-то странное,
двусмысленное существо, где она вместе с чистотою души
лишилась всего женского и отвратительно присвоила себе
ухватки и наглости мужчины и уже перестала быть тем слабым,
тем прекрасным и так отличным от нас существом.
Та ли это, которая так околдовала и унесла его на
Невском проспекте?
Но она стояла перед ним так же хороша.
Она была свежа; ей было только семнадцать лет;
видно было, что еще недавно настиг её ужасный разврат —
она была прекрасна.
Перед нами опять иллюзорность мира.
Женщина, которая поражает воображение, оказывается
порочной. Чистота и святость — это мираж, на самом деле
в ней разврат и ложь.
Но для Пискарева прекрасный образ не меркнет, он хочет
стать её спасителем.
Он должен спасти непорочный образ красоты.
И Пискареву раскрывается иная правда:
в этом мире божественные черты могут принадлежать
развратнице, ведущей низкую и презренную жизнь».
Она губит всех, кто к ней приближается.
На такую действительность Пискарев не согласился:
сначала он пытался уйти от неё в сны, потом в видения,
порожденные опиумом; но бегство не спасло его.
Когда реальность окончательно раскрывается в своей
жестокости, он не выдерживает и решается на самоубийство.
Пискарёв переживает из-за потери «идеала девушки»
до смерти, в буквальном смысле.
Неприспособленность к жизни сыграла ключевую роль в судьбе художника Пискарева. Его поглотила суровая реальность жестокого мира. Не сумев справиться с поглотившими его любовными чувствами, он предпочел добровольный уход из жизни, туда, где вечный мир и покой.
Образ и характеристика Пискарёва в повести «Невский проспект» помогут понять, каким человеком на самом деле являлся художник и насколько тяжело таким личностям жить в мире, где их никто не понимает.
Пискарёв – художник, творческая личность. Житель Петербурга. Приятель Пирогова.
Внешность
Внешность художника остается загадкой. Автор не удосужился заострить внимание читателя на том, как выглядел Пискарев, стараясь делать акцент на внутреннем мире данного персонажа.
«…шедшего с ним молодого человека во фраке и плаще».
«…молодой человек во фраке».
«На них вы встретите иногда отличный плащ и запачканный плащ, дорогой бархатный жилет и сюртук весь в красках».
Род занятий
Пискарев посвятил свою жизнь рисованию. В картинах он отражал все эмоции и чувства, наполнявшие его. Рисование не приносило большого дохода. Он еле сводил концы с концами, влача жалкое существование.
«…молодой человек, художник Пискарев…»
«Это был художник. Не правда ли, странное явление? Художник петербургский!»
«…любящий тихо свое искусство…»
«…с истинным наслаждением трудятся над своею работою…»
«Пискарев, носивший в себе искру таланта, быть может со временем бы вспыхнувшего широко и ярко…»
Черты характера
Таких людей, как Пискарев, пройдешь и не заметишь в толпе прохожих. Скромный парень, не привлекающий к себе внимание. Он жил в своем мирке, куда предпочитал никого не пускать. Витающий в облаках романтик с ранимой душой. Одинокий и несчастный человек, не сумевший найти себя.
Среди основных черт характера можно выделить следующих:
- доброта;
- наивность;
- мечтательность;
- романтичность;
- влюбчивость;
- кротость;
- застенчивость;
- скромность;
- впечатлительность;
- ранимость.
Любовь в жизни художника
Прогуливаясь по Невскому проспекту с приятелем, Пискарев видит брюнетку, которая ему очень понравилась. Он устремляется за девушкой, рисуя в голове картины семейной идиллии со своей музой. Он был уверен, что она ответит ему взаимностью.
«…за один небесный взгляд которой, он готов бы был отдать всю жизнь…»
«… с трепетом спешил он за своим предметом, так сильно его поразившим, и, казалось, дивился сам своей дерзости. Незнакомое существо, к которому так прильнули его глаза, мысли и чувства, вдруг поворотило голову и взглянуло на него. Боже, какие божественные черты!»
Пискарев мечтал о чистой и светлой любви. Каково же было его разочарование, когда он узнал, что его ангел красоты дитя порока. Она разбила мечты о грубую реальность, растоптав своим острым каблучком все надежды.
«Такая красавица, такие божественные черты – и где же? В каком месте…»
По доброте душевной он готов принять ее такой, как она есть, но при условии, что она навсегда покончит с грязным ремеслом. Однако девушка дает отказ на его предложение выйти замуж. Семейная жизнь не для нее. Лучше проституция, чем бесплатная домработница при муже.
«…я не прачка и не швея, чтобы стала заниматься работою…»
Справиться с болью помогли наркотики. Пискарев подсаживается на опиум. Он ограждается от внешнего мира, уйдя в себя. Депрессивное состояние привело к самоубийству. Он не смог справиться с безответной любовью, которая и привела его к трагической гибели.
«
…выломали дверь, и нашли бездыханный труп…»
«Так погиб, жертва безумной страсти…»
Урок литературы в 10 классе по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»
Тема: Правда и ложь, реальность и фантастика в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»
Технология: проблемное обучение
Цель: показать учащимся, как в повести Гоголя «Невский проспект» нарисован образ призрачного, обманчивого города, чуждого мечтательному человеку; выяснить суть противопоставления художника Пискарева и поручика Пирогова.
Задачи:
Образовательные: познакомить обучающихся с особенностями звучания темы Петербурга в повести Гоголя «Невский проспект»
Развивающие: развивать навыки самостоятельной работы с прозаическим текстом, умения выделять главное, определять авторскую позицию; формировать речевую культуру
Воспитательные: содействовать формированию гражданских и нравственных качеств обучающихся
Предварительное домашнее задание:
По вариантам подготовить характеристику художника Пискарева и поручика Пирогова
Всё обман, всё мечта. Всё не то, чем кажется.
Н.В.Гоголь
Ход урока:
1 Слово учителя.
В 1828 году Н.В.Гоголь окончил Нежинскую гимназию. Впереди – свобода, служба, жизнь в Петербурге. В декабре молодой человек отправляется в столицу. Каким представлялся Гоголю Петербург? Вспомним строки из знаменитой повести Гоголя «Ночь перед Рождеством: «Боже мой! Стук, гром, блеск, по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены; …мосты дрожали, кареты летели, извозчики, форейторы кричали…» Такой увидел столицу кузнец Вакула. Таким, вероятно, представлял себе Петербург и Гоголь. Но действительность оказалась не похожа на сказку. «Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, — разочарованно писал Гоголь матери 3 января 1829 года. – Я его воображал красивее и великолепнее».
Почему же Гоголь разочаровался в этом городе и все-таки посвятил ему целый цикл «Петербургские повести»? Возможно, на этот вопрос нам поможет ответить «Невский проспект».
В.Г.Белинский писал: «Такие пьесы, как «Невский проспект», могли быть написаны не только человеком с огромным талантом и гениальным взглядом на вещи, но и человеком, который знает Петербург не понаслышке.» И действительно, в основу повести легли впечатления петербургской жизни писателя. Город поразил его картинами глубоких общественных противоречий и трагических социальных контрастов. За внешним блеском столицы Гоголь все отчетливее видел бездушие и хищническую бесчеловечность города-спрута, губящего живые души маленьких людей.
2. Беседа по фрагменту начала повести «Всемогущий Невский» . Создание проблемной ситуации.
Учитель: Как изображена главная улица Петербурга? (блеск, красота, многолюдие)
Учитель: В какое время суток показан Невский проспект? (рано утром, в полдень и после обеда)
Учитель: Обратите внимание, что наиболее подробное описание Невского проспекта автором показано в период с 2-х до 3-х часов. Почему? (В это время по проспекту прогуливаются сильные мира сего, представители аристократии – те, кто представляет собой парадную витрину Российской империи)
Учитель.: Как о них сказано в повести? (подчеркнуты внешние атрибуты: бакенбарды, усы, платья, платки, галстуки, шляпки и т.д.) А где же сами люди?
Учитель: Это уже языковой прием – метонимия. С какой целью автор использует этот прием? (это сатира, позволяющая обнажить человеческое самодовольство, чванство, беспечную праздность, заботу о внешней красоте и пренебрежение красотой внутренней. Эти люди здесь не за делом, а от безделья).
Учитель: Как эту мысль выразил Гоголь? («Только взойдешь на Невский, как уже пахнёт одним весельем»)
Учитель: Но существует ведь и другая сторона улицы. Когда мы с ней знакомимся? ( Ее мы видим рано утром. Это мальчишки на посылках, мужики-рабочие, лакеи, нищие)
Вывод 1: Изображая Невский проспект в разное время суток, Гоголь характеризует все социальные слои Петербурга. Поэтому Невский проспект – олицетворение Петербурга, города контрастов.
3. Формулирование темы урока.
Учитель: Рисуя Невский проспект Гоголь пишет: «Какая быстрая совершается в нем фантасмагория в течение одного дня!»
Что такое «фантасмагория»? Каково лексическое значение этого слова? Заглянем в словарь:
ФАНТАСМАГО’РИЯ, -и, ж. «Толковый словарь русского языка» под ред С.И.Ожегова
Причудливое, необычное сочетание или игра света и тени, красок и т.п., причудливое нагромождение, соединение чего-л.
Нечто нереальное, призрачное, создание мечты, воображения.
Причудливые, удивительные изменения, превращения или необыкновенные стечения обстоятельств, событий.
Учитель: В каком значении употребил это слово писатель? (во втором значении). Исходя их определения, сформулируем тему урока: «Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект».
Учитель: Как в повести нарисован образ призрачного, обманчивого города, кроме начального описания? (Историями художника Пискарева и поручика Пирогова). Истории, случившиеся с молодыми людьми, — это два главных сюжетных эпизода, две части общей картины Невского проспекта в Петербурге.
Работа по подготовленному домашнему заданию.
Учитель: Рассмотрим историю Пискарева.
— Что является идеалом для Пискарева? (красота в окружающем мире, ведь он художник)
— Что поразило его в облике незнакомки, встретившейся на проспекте? (грация, осанка, волосы, взгляд)
— Кем на самом деле оказалась эта девушка? (обитательница дешевого притона)
— Почему это так болезненно для Пискарева, почему он отказывается в это верить? (это разрушение идеала красоты, для художника это невыносимо тяжело).
— Какова роль снов Пискарева в повести? (во сне он видит свою избранницу такой, какой ему хотелось бы ее видеть: лучше всех одетой, невинной красавицей из привилегированного общества. Лишь просыпаясь, художник понимает, что реальность ужасна, и вновь забывается сном. Он пытается искусственно, принимая наркотик, уйти в мир иллюзий. Однако сны и иллюзии не могут заменить реальную жизнь).
— Почему Пискарев совершает самоубийство? (рухнула мечта, идеал, а без идеала его жизнь невозможна, бессмысленна).
— Как вы относитесь к Пискареву? (его искренне жаль, он романтик, идеалист, мечтатель, такому человеку крайне сложно противостоять страшному и грозному миру реальности).
Учитель: А теперь обратимся к другому герою — поручику Пирогову.
— К какому обществу принадлежит Пирогов? Где его можно часто встретить? (он не аристократ, имеет низший офицерский чин, но вращается среди тех, кто составляет верхушку общества).
— Как и почему это ему удается? (Он обладает многими талантами: умеет поддержать беседу, умеет ухаживать за дамами, остроумен, заядлый театрал, решительный человек, не привыкший к отказу).
— В чем заключалось «смелое предприятие» Пирогова? (он увязался на Невском за блондинкой, а она оказалась женой немца – жестянщика)
— Кто такие Шиллер и Гофман? Случайны ли эти фамилии у героев? (Это тоже сатирический прием. Фамилии известных немецких литераторов носят простые мастеровые люди)
— Как Пирогов повел себя, узнав, что блондинка замужем? (Его это нисколько не смутило. Он нашел повод бывать в этом доме, на глазах у мужа оказывал знаки внимания молодой женщине и чуть было не соблазнил ее, за что был избит пьяным Шиллером и его дружками и с позором выброшен на улицу)
— Как отреагировал Пирогов на оскорбление? (сначала он хотел жаловаться, писать чуть ли не государю, но, проходя мимо кондитерской, соблазнился вкусными пирожками и успокоился, благополучно забыв о случившемся)
— Каково отношение к Пирогову? (он смешон, вызывает больше презрение, чем сочувствие)
Учитель: Что общего у Пискарева и Пирогова? (сходство лишь внешнее – оба оказались на Невском, оба увлеклись хорошенькими женщинами, оба обманулись, но отнеслись к этому по-разному)
Вывод 2: Образы Пирогова и Пискарева связаны с противоположными нравственными началами в характерах героев. Комический образ Пирогова противопоставлен трагическому образу Пискарева.
«Пирогов и Пискарев – какой контраст! Оба они начали в один день, в один час преследования своих красавиц, и как различны для обоих были следствия этих преследований! Один в могиле, другой доволен и счастлив даже после неудачного волокитства и ужасных побоев. О, какой смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие производит этот контраст!» — писал В.Г.Белинский.
5. Обсуждение идейного смысла произведения. Работа над финальным отрывком «О, не верьте этому Невскому проспекту».
Учитель: В конце повести Гоголь вновь возвращается к разговору о Невском проспекте. Для чего это сделано автором? (чтобы сорвать с него красивые покровы и высказать свое презрение к городу с его продажностью, грубостью, равнодушием к прекрасному и человеку).
Учитель: Гоголь подчеркивает главное противоречие Петербурга – между видимостью и истинной сущностью города – через образ Невского проспекта.
Учитель: Какие слова в финале повести выражают идею произведения? (это эпиграф урока)
Вывод 3: Реальность Петербурга – обман, иллюзорность, призрачность.
6 Рефлексия.
Продолжите предложения:
Петербург Гоголя ….
В нем соседствуют …
В городе царит … атмосфера
Жители города …
Петербург лишил их … , каждый человек — …
Учитель: Что же ценно для нас в повести Гоголя, написанной в 30-е годы 19 века? Какой урок мы извлекаем из произведения великого писателя? (повесть утверждает мысль автора о том, что нельзя жить романтическими иллюзиями, верить в несбыточные мечты. Они неизбежно будут разрушены самой жизнью, ибо в жизни постоянно идет борьба добра и зла, тьмы и света, и нужно учиться их различать, понимать, что очень многое в жизни – это обман, видимость, призрачность).