Лишь во сне моем поет капель

Лишь во сне моем поет капель thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 мая 2019;
проверки требуют 3 правки.

Слово «Апрель» имеет и другие значения.

«Апрель» — песня рок-группы «Кино», вошедшая в студийный альбом «Звезда по имени Солнце», выпущенный в 1989 году.

Текст песни наполнен мифологическими образами и перекликается с заглавной песней альбома[⇨]. Музыкально она тяготеет к фолк-року; при записи альбома исполнена Цоем сольно и никогда не пелась на концертах[⇨].

Поэтика песни[править | править код]

Над землёй — мороз.
Что ни тронь — всё лед.
Лишь во сне моём
Поёт капель.
А снег идёт стеной.
А снег идёт весь день.
А за той стеной стоит Апрель.

Виктор Цой

Песня написана в характерной для Цоя манере «неоромантического импрессионизма». Как и в таких характерных для позднего творчества Цоя песнях, как «Спокойная ночь», «Печаль», здесь отчётливо звучит мотив движения вверх, достигший своего апогея в «Звезде по имени Солнце»[1].

Этот мотив связан с темой расставания с привычным укладом жизни. Несмотря на некоторую катастрофичность таких перемен, песня исполнена надежды. Звезда, горящая в груди лирического героя — её символ и источник высшей гармонии, приходящей изнутри[1]. Звезда в поэтическом языке Виктора Цоя — самый высокий и встречающийся чаще всего из «небесных» словообразов[2].

«Апрель» — заключительная песня альбома, начинающаяся с картины холодной дисгармонии мира, её первые строки почти повторяют строки «Белый снег, серый лёд // На растрескавшейся земле» заглавной песни — «Звезды по имени Солнце». Здесь они звучат, как «Над землёй — мороз, Что ни тронь — всё лёд». Вслед за этим и лирический герой, и приходящий апрель включаются в целостный мифологический сюжет, проходят через инициацию, ступенями которой являются смерть и воскрешение[3].

На теле ран не счесть,
Нелегки шаги.
Лишь в груди горит звезда.
И умрёт Апрель,
И родится вновь,
И придёт уже навсегда.

Завершается песня картиной перерождения[3], возвращения утерянной гармонии мира, поиск которой и является лейтмотивом всего альбома «Звезда по имени Солнце»[4].

А он придёт и приведёт за собой весну
И рассеет серых туч войска.
А когда мы все посмотрим в глаза его,
На нас из глаз его посмотрит тоска.
И откроются двери домов.
Да ты садись, а то в ногах правды нет.
И когда мы все посмотрим в глаза его,
То увидим в тех глазах солнца свет.

Поклонники русского рока несколько раз высказывали мысль, что песня посвящена Михаилу Горбачёву[5][6].

Запись и музыка[править | править код]

Песня была записана Цоем почти сольно; группа «Кино», как таковая, в этом не участвовала. Как сообщал ведущий программы «Летопись» на «Радио России», роль бэк-вокалиста играл Георгий Гурьянов[7]. Песня никогда не исполнялась на концертах[8]. Существует также акустическая версия песни, впервые опубликованная в составе «Белого альбома».

В музыкальном плане песня также лежит несколько в стороне от «магистрали» творчества группы и тяготеет не к западным образцам, но, подобно сочинённой для этого же альбома, но не изданной при жизни Виктора Цоя песне «Атаман», к русской фольклорной традиции в духе «Чёрного ворона»[9]. Ещё одной песней Цоя, где слышны подобные мотивы (появившиеся у музыкантов ленинградского рок-клуба под влиянием Башлачёва) позднее стала «Кукушка»[10].

Примечания[править | править код]

[1]

  1. ↑ Группа Кино — Апрель (Виктор Цой) в исполнении хора Апрель Группа Кино Виктор Цой (рус.)  (неопр.) ?. Дата обращения 1 декабря 2019.

Источник

Над
землей
— мороз

Что
не
тронь
— все
лед

Лишь
во
сне
моем
поет
капель

А снег
идет
стеной

А снег
идет
весь
день

А за
той
стеной
стоит
апрель

refrain:

А он
придет
и приведет
за
собой
весну

Читайте также:  Какова роль сна в жизни человека

И рассеет
серых
туч
войска

А когда
мы
все
посмотрим
в глаза
его

На
нас
из
глаз
его
посмотрит
тоска

И откроются
двери
домов

Да
ты
садись,
а то
в ногах
правды
нет

А когда
мы
все
посмотрим
в глаза
его

То
увидим
в тех
глазах
Солнца
свет

На
теле
ран
не
счесть

Нелегки
шаги

Лишь
в груди
горит
звезда

И умрет
апрель

И родится
вновь

И придет
уже
навсегда

refrain

Источник

 Ó Âèêòîðà Öîÿ î÷åíü ìíîãî ïåñåí, çâó÷àùèõ êàê ìîëèòâû, îáðàù¸ííûå ê Áîãó. Åñòü è Ìîëèòâà, îáðàù¸ííàÿ ê Èñóñó Õðèñòó, Êîòîðîãî Âèêòîð, íå çíàÿ òî÷íî Åãî Èìåíè, íàçûâàåò Ñèìâîëîì Âåñíû — Àïðåëåì, ïîäðàçóìåâàÿ íàâåðíîå è òðàäèöèîííîå  âåñåííåå ïðàçäíîâàíèå Ïàñõè è òî ïîíèìàíèå Áîãà, êîòîðîå ñðîäíè âåñåííåìó ñâîáîäíîìó âåòðó, ïðèíîñÿùåìó èñòîñêîâàâøåéñÿ çåìëå Ñâåò è Òåïëî.
                ×òî êàñàåòñÿ Èìåíè Ñûíà Áîæèÿ Åäèíîðîäíîãî, òî Åãî íèêòî íå çíàåò. Èóäåè íàçûâàëè Åãî Åøóà, Èåãîøóà, àíãëè÷àíå — Äæåøóà, ôðàíöóçû — Æåçþ, ìóñóëüìàíå — Èñà, äî öåðêîâíîãî ðàñêîëà ïðàâîñëàâíûå âåëè÷àëè Èñóñîì, ïîñëå öåðêîâíîãî ðàñêîëà ñ 1666 ãîäà ñòàëè èìåíîâàòü Èèñóñîì, ÷òî âåñüìà ñòðàííî õîòÿ áû ïîòîìó, ÷òî â Èìåíè Áîæèåì ïîÿâèëèñü 2 ãëàñíûå è 2 ñîãëàñíûå áóêâû… è íèêòî íå âåäàåò äî ñèõ ïîð, ÷òî èìåííî ýòè áóêâû îáîçíà÷àþò…?
                Íè ìîðôåìû (íàïèñàíèÿ), íè ôîíåìû (çâó÷àíèÿ), íè ñåìåìû (âíóòðåííåãî ñìûñëà) Èìåíè Áîæèåãî íèêòî íå âåäàåò, îäíàêî ðàññóæäàþò îá Èìåíè Áîæèåì ñ àïëîìáîì…Òàê âîò íåò íè÷åãî ñòðàííîãî, ÷òî Âèêòîð íàçâàë Õðèñòà — Àïðåëåì:

«Íàä Çåìë¸é — ìîðîç,
×òî íè òðîíü — âñ¸ ë¸ä.
Ëèøü âî ñíå ìî¸ì ïî¸ò êàïåëü.
À ñíåã èä¸ò ñòåíîé.
À ñíåã èä¸ò âåñü äåíü.
À çà òîé ñòåíîé ñòîèò Àïðåëü.

Íà òåëå ðàí íå ñ÷åñòü.
Íåëåãêè øàãè.
Ëèøü â ãðóäè ãîðèò — Çâåçäà.
È óìð¸ò Àïðåëü,
È âîñêðåñíåò âíîâü,
È ïðèä¸ò óæå íàâñåãäà».

                Çäåñü ìû âèäèì ïðîòèâîïîñòàâëåíèå Èñóñà Õðèñòà ëüäó è ìîðîçó, öàðÿùåìó íàä Çåìë¸é, çàìåòüòå äàæå íå íà çåìëå, íî âûøå. Ñíåæíàÿ ñòåíà èç ëæè è ïðåäðàññóäêîâ èä¸ò ñòåíîé èç ëåäÿíîãî ïðîñòðàíñòâà îáðÿäîâåðèÿ, ïðè÷¸ì ýòà ñòåíà èä¸ò âåñü äåíü è ýòà ñòåíà â ïîñòîÿííîì äâèæåíèè, îò êîòîðîãî íèêóäà íå ñêðûòüñÿ.
                È òîëüêî «âî ñíå ìî¸ì ïî¸ò êàïåëü» — òî åñòü â ìå÷òàõ î ñâåòëîì áóäóùåì ÷åëîâå÷åñêèõ èñêðåííèõ ÷èñòûõ îòíîøåíèé æèâèòåëüíàÿ âëàãà Âåðû.
                Ñëîâà «Íà òåëå ðàí íå ñ÷åñòü. Íåëåãêè øàãè» íèêîãî äðóãîãî, êðîìå Õðèñòà íå ìîãóò îáîçíà÷àòü, è Çâåçäà Ëþáâè, ãîðÿùàÿ â ãðóäè, ýòî íà óðîâíå ñåðäöà åù¸ ðàç ïîäòâåðæäàåò!
      Âïðî÷åì òàêæå, êàê è ñëîâà î ÂÎÑÊÐÅÑÅÍÈÈ ïîñëå ñòðàäàíèé — ÑÂßÒÎÉ ÏÀÑÕÈ — «È ðîäèòñÿ âíîâü, È ïðèä¸ò óæå íàâñåãäà».
                Íî, ïîæàëóé ñàìîå ãëàâíîå âûðàæåíî â ïðèïåâå:

«À Îí ïðèä¸ò è ïðèâåä¸ò çà Ñîáîé âåñíó
È ðàññååò ñåðûõ òó÷ âîéñêà.
À êîãäà ìû âñå ïîñìîòðèì â ãëàçà Åãî,
Íà íàñ èç ãëàç Åãî ïîñìîòðèò òîñêà.

È îòêðîþòñÿ äâåðè äîìîâ.
Äà Òû ñàäèñü, à òî â íîãàõ ïðàâäû íåò.
È êîãäà ìû âñå ïîñìîòðèì â ãëàçà Åãî,
Òî óâèäèì â òåõ ãëàçàõ Ñîëíöà Ñâåò».

                Ñòàëî áûòü Âåðà ïîêà íà çåìëå çà ñòåíîé ïðåäðàññóäêîâ. Ýòè «ñåðûõ òó÷ âîéñêà» áóäóò ðàññåÿíû Àïðåëåì, êîòîðûé «ïðèâåä¸ò çà ñîáîé âåñíó» ñ «êàïåëüþ» èñêðåííåé Ëþáâè ê Áîæüåìó ìèðó.
                Â ãëàçàõ ó Àïðåëÿ ïîêà ëèøü òîñêà, îáóñëîâëåííàÿ õîëîäîì íå òîëüêî íàøèõ ñåðäåö, íî è ñîöèàëüíîãî, ëèöåìåðíîãî ïîêà ïîíèìàíèÿ Áîãà.
                Íî Âèêòîð âåðèò, ÷òî «äâåðè äîìîâ îòêðîþòñÿ», è ïî-ðóññêè — çàïðîñòî ëþäè îáðàòÿòñÿ ê Èñóñó Õðèñòó, èñêðåííå ïîæàëåþò Åãî («Äà Òû ñàäèñü, à òî â íîãàõ ïðàâäû íåò») è òîëüêî òîãäà ïðåêðàòÿòñÿ ñòðàäàíèÿ Áîãî÷åëîâåêà è Ñîëíöà Ñâåò îòêðîåò íîâóþ ýïîõó â æèçíè ÷åëîâå÷åñòâà.
                È âîò ïîñëå òàêîãî ïðàâîñëàâíîãî è âìåñòå ñ òåì íîâîãî îáðàùåíèÿ Âèêòîðà ê Èñóñó Õðèñòó ñòîèò ëè ñïðàøèâàòü î ïîñåùåíèè èì ïåðåñòðîå÷íûõ îáðÿäîâåð÷åñêèõ ó÷ðåæäåíèé? Óâåðåí, ÷òî Â.Öîé íå ïîñåùàë èõ, ïîòîìó ÷òî íå âèäåë â ýòîì íèêàêîãî ñìûñëà.

Читайте также:  Сонник меридиан онлайн бесплатно толкование снов

                Åñëè áû â òåêñòå áûëî «Âîñêðåñíåò» âñ¸ âîîáùå âîñïðèíèìàëîñü áû õðèñòèàíàìè ñîâåðøåííî îäíîçíà÷íî. Õîðîøî, ÷òî Âèêòîð, íå ñòàë äî êîíöà ñòàíîâèòüñÿ íà õðèñòèàíñêóþ òî÷êó çðåíèÿ è ñïåë: ÐÎÄÈÒÑß âíîâü. Íî îáùèé ñìûñë ïåñíè ÿâíî ìèñòè÷åñêîãî  õàðàêòåðà è òðåâîæíûå àêêîðäû ïîñòóïè òàèíñòâåííîãî Àïðåëÿ åé ñîîòâåòñòâóþò.
                Ñàìîå ãëàâíîå, íà ìîé âçãëÿä, òàê ýòî òî, ÷òî Àïðåëü çäåñü áåð¸òñÿ êàê ÷åëîâåê, ó êîòîðîãî «íà òåëå ðàí íå ñ÷åñòü, íåëåãêè øàãè» è «ëèøü â ãðóäè ãîðèò çâåçäà» . È «ðîæäåíèå âíîâü» â êîíòåêñòå âñåé ýòîé ïåñíè äåéñòâèòåëüíî òðóäíî èíà÷å ïîíÿòü, ÷åì Âîñêðåñåíèå. È äóõîâíàÿ æèçíü Àïðåëÿ ñòàíîâèòñÿ ïîíÿòíîé èç Åãî ãëàç, ãäå òîñêà ñìåíÿåòñÿ Ñâåòîì Ñîëíöà, òî åñòü  îïÿòü-òàêè Ïðåîáðàæåíèåì è Âîñêðåñåíèåì.
                Âèêòîð Öîé ïèñàë îá Èñóñå Õðèñòå, õîòÿ è íå íàçûâàë åãî ïðÿìî. ßñíî è ÷¸òêî ïèøåòñÿ ñóäåáíûé ïðîòîêîë, à íå ïðîèçâåäåíèå èñêóññòâà.

Источник

Это единственная известная мне песня о Втором Пришествии Христа. Над землёй мороз, всюду и везде, некая стена холода, которая отделяет нас от чего-то совсем другого, от другого мира, который только во сне, в котором поёт капель. Земной мир противопоставляется тому, что ждёт нас после смерти и после Конца Света. Спаситель назван удивительно поэтичным именем Апрель. Поэтика Цоя вообще удивительна тем, что он никогда не называет вещи своими собственными именами. Подставьте вместо слова «Апрель» слово «Христос», и получится ложь и уродство. Я не знаю, почему, но получится ложь. Получится некое выпячивание своей религиозности. Не может смертный петь о таком напрямую, тут есть какое-то незримое табу, и Цой никогда не нарушал его. Первый куплет ещё не даёт нам полного представления, о чём именно идёт речь, это вполне можно представить как просто зиму и просто мечту о том, что потом придёт весна. Поэтому первый раз я именно так и слушал. И поэтому во втором куплете было что-то вроде шока — на теле ран не счесть, нелегки шаги, и умрёт, и родится вновь — ничего себе песня про весну. И всё сразу становится понятно. На теле ран не счесть, нелегки шаги — шествие на Голгофу. Умрёт и родится вновь, и придёт уже навсегда — распятие, Воскресение и Второе Пришествие.
Интересна параллель «лишь во сне моём поёт капель» и «лишь в груди горит звезда» — сопоставление нашей веры в Него и скрытости Его сути от тех, кто не видит, противопоставление мороза и капели в 1-м куплете и ран на теле и звезды внутри во 2-м куплете.
Отдельно о припеве. О нём можно говорить бесконечно и всё равно не выговорить всего, что в нём есть. Уже первая строчка была бы совсем другой, если бы началась сразу со слова «он». В этом союзе «а» очень много чего есть.. . Переключусь на музыку, чтобы пояснить. Песня вроде бы с очень светлым содержанием, воплощение веры в вечную весну после смерти. А музыка настолько трагичная, настолько пронзительно печальная, что слёзы наворачиваются с первых нот. Тема моей жизни сейчас — 6-я ступень в миноре — как мне кажется, самое трагичное, что может быть в музыке, сейчас я от этой 6-й ступени вообще никуда деваться не могу, всюду она торчит. Я писал вариации на любимую народную песню, главной особенностью которой было начало непосредственно с этой 6-й ступени, что звучит сразу как предельно экспрессивный выкрик. Эта песня (гитарный проигрыш) начинается в точности также, как та народная песня. Поэтому мне кажется, что музыка здесь с текстом вступает, в какой-то степени, в противоречие, что даёт в сумме не просто веру, а веру в невозможное, как бы веру из последних сил, веру предельно отчаянную, как бы пробивающуюся сквозь толщу отчаяния из последних сил. То же и в этом «а» — как детское упрямство, когда взрослые уже всё доказали и показали, а ребёнок, надув губки, говорит «а всё равно он существует» или что-нибудь в этом роде.
Потом обязательно нужно обратить внимание на множественное число, причём очень подчёркнутое множественное число — не просто «мы», но «мы все». А строчка «и откроются двери домов» носит уже какой-то вселенский характер, как если бы всё человечество вышло на улицы, потому что произошло такое событие, последнее событие в истории. В глазах Его и тоска, и солнца свет, т. е. всё сразу, всё, что может быть, единство противоположностей. Когда-то я уже писал, что самым высоким жанром мне кажется трагикомедия, когда смеёшься и плачешь одновременно, как в «Небесах обетованных» или «Песнях со второго этажа». Или с другой стороны — православные иконы, где одновремено и великий свет, и какая-то невыразимая печаль, и всё это как будто навсегда отпечатанное, вечно длящееся в единстве. И очень важная строчка — «Да ты садись, а то в ногах правды нет». Прежде всего, прямая речь здесь введена без всяких преамбул, так что и непонятно, ставить ли кавычки и как вообще с этим быть, это как бы общая прямая речь, а потому не совсем и прямая.

Читайте также:  Сонник гадание по руке во сне

Это песня о Втором Пришествии Христа. Над землёй мороз, всюду и везде, некая стена холода, которая отделяет нас от чего-то совсем другого, от другого мира, который только во сне, в котором поёт капель. Земной мир противопоставляется тому, что ждёт нас после смерти и после Конца Света. Спаситель назван удивительно поэтичным именем Апрель. Поэтика Цоя вообще удивительна тем, что он никогда не называет вещи своими собственными именами.

По-моему, это знал только Цой. Но песни глубокие, со смыслом!

вы еще напишите, что группа крови про крестовые походы Римских пап

Сомнительно, что Цой был на столько верующим. Так же, вы забываете в какое время он жил — при развитом социализме. Железный занавес, серость и глубокая надежда на лучшее будущее. Почему не сказать, что песня о смене режима? Кстати, коммунисты могут сравнить апрель цоя с победившим коммунизмом. Так что каждый найдет в этом произведении что-то свое.

Бред полный, какой Христос? Люди, выс ума посходили шоле?

Сам допёр что песня про это, всегда кололо то что песня про весну а звучит трагическая музыка… ну в принципе все «великие» шифровались, это нормально.

Источник