Над городом таинственные звуки как грешных снов нескромные слова

Над городом таинственные звуки как грешных снов нескромные слова thumbnail

1
Умчался век эпических поэм,
И повести в стихах пришли в упадок;
Поэты в том виновны не совсем
(Хотя у многих стих не вовсе гладок);
И публика не права между тем.
Кто виноват, кто прав – уж я не знаю,
А сам стихов давно я не читаю –
Не потому, чтоб не любил стихов,
А так: смешно ж терять для звучных строф
Златое время… в нашем веке зрелом,
Известно вам, все заняты мы делом.
2
Стихов я не читаю – но люблю
Марать шутя бумаги лист летучий;
Свой стих за хвост отважно я ловлю;
Я без ума от тройственных созвучий
И влажных рифм – как например на ю.
Вот почему пишу я эту сказку.
Ее волшебно-темную завязку
Не стану я подробно объяснять,
Чтоб кой-каких допросов избежать;
Зато конец не будет без морали,
Чтобы ее хоть дети прочитали.
3
Герой известен, и не нов предмет;
Тем лучше: устарело всё, что ново!
Кипя огнем и силой юных лет,
Я прежде пел про демона иного:
То был безумный, страстный, детский бред.
Бог знает где заветная тетрадка?
Касается ль душистая перчатка
Ее листов – и слышно: c’est joli?..[1]
Иль мышь над ней старается в пыли?..
Но этот черт совсем иного сорта –
Аристократ и не похож на черта.
4
Перенестись теперь прошу сейчас
За мною в спальню: розовые шторы
Опущены, с трудом лишь может глаз
Следить ковра восточные узоры.
Приятный трепет вдруг объемлет вас,
И, девственным дыханьем напоенный,
Огнем в лицо вам пышет воздух сонный;
Вот ручка, вот плечо, и возле них
На кисее подушек кружевных
Рисуется младой, но строгий профиль…
И на него взирает Мефистофель.
5
То был ли сам великий Сатана
Иль мелкий бес из самых нечиновных,
Которых дружба людям так нужна
Для тайных дел, семейных и любовных?
Не знаю! Если б им была дана
Земная форма, по рогам и платью
Я мог бы сволочь различить со знатью;
Но дух – известно, что такое дух!
Жизнь, сила, чувство, зренье, голос, слух –
И мысль – без тела – часто в видах разных;
(Бесов вобще рисуют безобразных).
6
Но я не так всегда воображал
Врага святых и чистых побуждений.
Мой юный ум, бывало, возмущал
Могучий образ; меж иных видений,
Как царь, немой и гордый, он сиял
Такой волшебно-сладкой красотою,
Что было страшно… и душа тоскою
Сжималася – и этот дикий бред
Преследовал мой разум много лет.
Но я, расставшись с прочими мечтами,
И от него отделался – стихами!
7
Оружие отличное: врагам
Кидаете в лицо вы эпиграммой…
Вам насолить захочется ль друзьям?
Пустите в них поэмой или драмой!
Но полно, к делу. Я сказал уж вам,
Что в спальне той таился хитрый демон.
Невинным сном был тронут не совсем он.
Не мудрено: кипела в нем не кровь,
И понимал иначе он любовь;
И речь его коварных искушений
Была полна: ведь он недаром гений!
8
«Не знаешь ты, кто я – но уж давно
Читаю я в душе твоей; незримо,
Неслышно говорю с тобою, – но
Слова мои, как тень, проходят мимо
Ребяческого сердца, – и оно
Дивится им спокойно и в молчанье, –
Пускай! Зачем тебе мое названье?
Ты с ужасом отвергнула б мою
Безумную любовь, – но я люблю
По-сво́ему… терпеть и ждать могу я,
Не надо мне ни ласк, ни поцелуя.
9
«Когда ты спишь, о ангел мой земной,
И шибко бьется девственною кровью
Младая грудь под грезою ночной,
Знай, это я, склонившись к изголовью,
Любуюся – и говорю с тобой;
И в тишине, наставник твой случайный,
Чудесные рассказываю тайны…
А много было взору моему
Доступно и понятно, потому
Что узами земными я не связан,
И вечностью и знанием наказан…
10
«Тому назад еще немного лет
Я пролетал над сонною столицей.
Кидала ночь свой странный полусвет,
Румяный запад с новою денницей
На севере сливались, как привет
Свидания с молением разлуки;
Над городом таинственные звуки,
Как грешных снов нескромные слова,
Неясно раздавались – и Нева,
Меж кораблей сверкая на просторе,
Журча, с волной их уносила в море.
11
«Задумчиво столбы дворцов немых
По берегам теснилися, как тени,
И в пене вод гранитных крылец их
Купалися широкие ступени;
Минувших лет событий роковых
Волна следы смывала роковые,[2]
И улыбались звезды голубые,
Глядя с высот на гордый прах земли,
Как будто мир достоин их любви,
Как будто им земля небес дороже…
И я тогда… я улыбнулся тоже.
12
«И я кругом глубокий кинул взгляд
И увидал с невольною отрадой
Преступный сон под сению палат,
Корыстный труд пред тощею лампадой,
И страшных тайн везде печальный ряд;
Я стал ловить блуждающие звуки,
Веселый смех и крик последней муки:
То ликовал иль мучился порок!
В молитвах я подслушивал упрек,
В бреду любви – бесстыдное желанье;
Везде – обман, безумство иль страданье!
13
«Но близ Невы один старинный дом
Казался полн священной тишиною.
Всё важностью наследственною в нем
И роскошью дышало вековою;
Украшен был он княжеским гербом;
Из мрамора волнистого колонны
Кругом теснились чинно, и балконы
Чугунные воздушною семьей
Меж них гордились дивною резьбой;
И окон ряд, всегда прозрачно-темных,
Манил пугая взор очей нескромных.
14
«Пора была, боярская пора!
Теснилась знать в роскошные покои –
Былая знать минувшего двора,
Забытых дел померкшие герои!
Музыкой тут гремели вечера,
В Неве дробился блеск высоких окон,
Напудренный мелькал и вился локон;
И часто ножка с красным каблучком
Давала знак условный под столом;
И старики в звездах и бриллиантах
Судили резко о тогдашних франтах.
15
«Тот век прошел, и люди те прошли.
Сменили их другие; род старинный
Перевелся; в готической пыли
Портреты гордых бар, краса гостиной,
Забытые, тускнели; поросли
Дворы травой, и блеск сменив бывалый,
Сырая мгла и сумрак длинной залой
Спокойно завладели… Тихий дом
Казался пуст; но жил хозяин в нем,
Старик худой и с виду величавый,
Озлобленный на новый век и нравы.
16
«Он ростом был двенадцати вершков,
С домашними был строг неумолимо;
Всегда молчал; ходил до двух часов,
Обедал, спал… да иногда, томимый
Бессонницей, собранье острых слов
Перебирал или читал Вольтера.
Как быть? Сильна к преданьям в людях вера!..
Имел он дочь четырнадцати лет;
Но с ней видался редко; за обед
Она являлась в фартучке, с мадамой;
Сидела чинно и держалась прямо.
17
«Всегда одна, запугана отцом
И англичанки строгостью небрежной,
Она росла, как ландыш за стеклом
Или скорей как бледный цвет подснежный.
Она была стройна, но с каждым днем
С ее лица сбегали жизни краски,
Задумчивей большие стали глазки;
Покинув книжку скучную, она
Охотнее садилась у окна,
И вдалеке мечты ее блуждали,
Пока ее играть не посылали.
18
«Тогда она сходила в длинный зал,
Но бегать в нем ей как-то страшно было
И как-то странно детский шаг звучал
Между колонн; разрытою могилой
Над юной жизнью воздух там дышал.
И в зеркалах являлися предметы
Длиннее и бесцветнее, одеты
Какой-то мертвой дымкою; и вдруг
Неясный шорох слышался вокруг:
То загремит, то снова тише, тише…
(То были тени предков – или мыши!)
19
«И что ж? – она привыкла толковать
По-сво́ему развалин говор странный,
И стала мысль горячая летать
Над бледною головкой и туманный,
Воздушный рой видений навевать.
Я с ней не разлучался. Детский лепет
Подслушивать, невинной груди трепет
Следить, ее дыханием с немой,
Мучительной и жадною тоской,
Как жизнью, упиваться… это было
Смешно! – но мне так ново и так мило!
20
«Влюбился я. И точно хороша
Была не в шутку маленькая Нина.
Нет, никогда свинец карандаша
Рафа́эля, иль кисти Перуджина[3]
Не начертали, пламенем дыша,
Подобный профиль. Все ее движенья
Особого казались выраженья
Исполнены. Но с самых детских дней
Ее глаза не изменяли ей,
Тая равно надежду, радость, горе;
И было темно в них, как в синем море.
21
«Я понял, что душа ее была
Из тех, которым рано всё понятно.
Для мук и счастья, для добра и зла
В них пищи много; – только невозвратно
Они идут, куда их повела
Случайность, без раскаянья, упреков
И жалобы. Им в жизни нет уроков;
Их чувствам повторяться не дано…
Такие души я любил давно
Отыскивать по свету на свободе:
Я сам ведь был немножко в этом роде!
22
«Ее смущали странные мечты.
Порой она среди пустого зала
Сиянье, роскошь, музыку, цветы,
Толпу гостей и шум воображала;
Кипела кровь от душной тесноты;
На платьице чудесные узоры
Виднелись ей, – и вот гремели шпоры,
К ней кавалер незримый подходил
И в мнимый вальс с собою уносил;
И вот она кружилась в вихре бала
И утомясь на кресла упадала…
23
«И тут она, склонив лукавый взор
И выставив едва приметно ножку,
Двусмысленный и темный разговор
С ним завести старалась понемножку;
Сначала был он весел и остёр,
А иногда и чересчур небрежен;
Но под конец зато как мил и нежен!
Что делать ей? – притворно-строгий взгляд
Его, как гром, отталкивал назад,
А сердце билось в ней так шибко, шибко,
И по устам змеилася улыбка.
24
«Пред зеркалом, бывало, целый час
То волосы пригладит, то красивый
Цветок пришпилит к ним; движенью глаз,
Головке наклоненной вид ленивый
Придав, стоит… и учится; не раз
Хотелось мне совет ей дать лукавый;
Но ум ее и сметливый и здравый
Отгадывал всё мигом сам собой;
Так годы шли безмолвной чередой;
И вот настал тот возраст, о котором
Так полны ваши книги всяким вздором.
25
«То был великий день: семнадцать лет!
Всё, что досель таилось за решеткой,
Теперь надменно явится на свет!
Старик-отец послал за старой теткой,
И съехались родные на совет.
Их затруднял удачный выбор бала.
Что? Будет двор иль нет? – Иных пугала
Застенчивость дикарки молодой;
Но очень тонко замечал другой,
Что это вид ей даст оригинальный;
Потом наряд осматривали бальный.
26
«Но вот настал и вечер роковой.
Она с утра была, как в лихорадке;
Поплакала немножко, золотой
Браслет сломала, в суетах перчатки
Разорвала… со страхом и тоской
Она в карету села и дорогой
Была полна мучительной тревогой;
И выходя споткнулась на крыльце.
И с бледностью печальной на лице
Вступила в залу… Странный шепот встретил
Ее явленье: свет ее заметил.
27
«Кипел, сиял уж в полном блеске бал.
Тут было всё, что называют светом…
Не я ему названье это дал,
Хоть смысл глубокий есть в названье этом.
Своих друзей я тут бы не узнал;
Улыбки, лица лгали так искусно,
Что даже мне чуть-чуть не стало грустно.
Прислушаться хотел я, – но едва
Ловил мой слух летучие слова,
Отрывки безыменных чувств и мнений –
Эпиграфы неведомых творений!..»
………………

Читайте также:  Плохой сон ночью у взрослого причины и лечение

1839 г.

[1] Это мило?.. (Франц.).

[2] В первой публикации эти стихи были вычеркнуты цензурой. Предполагалось, что здесь идет речь о восстании декабристов. Но названный текст (строфа 11) примыкает к строфе 10, содержащей образную ассоциацию с «Медным всадником» Пушкина. Возможно, что под «роковыми событиями» подразумевается и петербургское наводнение 1824 г., ставшее в поэме Пушкина кульминацией трагической судьбы человека, зависимого от стихий природы и истории. В «Сказке…» человек тоже трагически зависим от диктата времен с их социальными переменами (нисходящая история знатного боярского рода) и от диктата страстей (формирование души Нины).

[3] Пьетро Перуджино (ок. 1446–1523) – знаменитый итальянский живописец эпохи Возрождения, учитель Рафаэля.

[4] Сказка для детей
Впервые опубликована в 1842 г. в «Отечественных записках» (т. 20, № 1, отд. I, с. 116–123).

Источник

Ñêàçêà äëÿ äåòåé

                © Ìèõàèë Ëåðìîíòîâ

                1

Óì÷àëñÿ âåê ýïè÷åñêèõ ïîýì,
È ïîâåñòè â ñòèõàõ ïðèøëè â óïàäîê;
Ïîýòû â òîì âèíîâíû íå ñîâñåì
(Õîòÿ ó ìíîãèõ ñòèõ íå âîâñå ãëàäîê);
È ïóáëèêà íå ïðàâà ìåæäó òåì.
Êòî âèíîâàò, êòî ïðà⠗ óæ ÿ íå çíàþ,
À ñàì ñòèõîâ äàâíî ÿ íå ÷èòàþ —
Íå ïîòîìó, ÷òîá íå ëþáèë ñòèõîâ,
À òàê: ñìåøíî æ òåðÿòü äëÿ çâó÷íûõ ñòðîô
Çëàòîå âðåìÿ… â íàøåì âåêå çðåëîì,
Èçâåñòíî âàì, âñå çàíÿòû ìû äåëîì.

                2

Ñòèõîâ ÿ íå ÷èòàþ — íî ëþáëþ
Ìàðàòü øóòÿ áóìàãè ëèñò ëåòó÷èé;
Ñâîé ñòèõ çà õâîñò îòâàæíî ÿ ëîâëþ;
ß áåç óìà îò òðîéñòâåííûõ ñîçâó÷èé
È âëàæíûõ ðèôì — êàê íàïðèìåð íà þ.
Âîò ïî÷åìó ïèøó ÿ ýòó ñêàçêó.
Åå âîëøåáíî-òåìíóþ çàâÿçêó
Íå ñòàíó ÿ ïîäðîáíî îáúÿñíÿòü,
×òîá êîé-êàêèõ äîïðîñîâ èçáåæàòü;
Çàòî êîíåö íå áóäåò áåç ìîðàëè,
×òîáû åå õîòü äåòè ïðî÷èòàëè.

Читайте также:  У ребенка кружится голова после сна

                3

Ãåðîé èçâåñòåí, è íå íîâ ïðåäìåò;
Òåì ëó÷øå: óñòàðåëî âñ¸, ÷òî íîâî!
Êèïÿ îãíåì è ñèëîé þíûõ ëåò,
ß ïðåæäå ïåë ïðî äåìîíà èíîãî:
Òî áûë áåçóìíûé, ñòðàñòíûé, äåòñêèé áðåä.
Áîã çíàåò ãäå çàâåòíàÿ òåòðàäêà?
Êàñàåòñÿ ëü äóøèñòàÿ ïåð÷àòêà
Åå ëèñòî⠗ è ñëûøíî: c’est joli?..1
Èëü ìûøü íàä íåé ñòàðàåòñÿ â ïûëè?..
Íî ýòîò ÷åðò ñîâñåì èíîãî ñîðòà —
Àðèñòîêðàò è íå ïîõîæ íà ÷åðòà.

                4

Ïåðåíåñòèñü òåïåðü ïðîøó ñåé÷àñ
Çà ìíîþ â ñïàëüíþ: ðîçîâûå øòîðû
Îïóùåíû, ñ òðóäîì ëèøü ìîæåò ãëàç
Ñëåäèòü êîâðà âîñòî÷íûå óçîðû.
Ïðèÿòíûé òðåïåò âäðóã îáúåìëåò âàñ,
È, äåâñòâåííûì äûõàíüåì íàïîåííûé,
Îãíåì â ëèöî âàì ïûøåò âîçäóõ ñîííûé;
Âîò ðó÷êà, âîò ïëå÷î, è âîçëå íèõ
Íà êèñåå ïîäóøåê êðóæåâíûõ
Ðèñóåòñÿ ìëàäîé, íî ñòðîãèé ïðîôèëü…
È íà íåãî âçèðàåò Ìåôèñòîôåëü.

                5

Òî áûë ëè ñàì âåëèêèé Ñàòàíà
Èëü ìåëêèé áåñ èç ñàìûõ íå÷èíîâíûõ,
Êîòîðûõ äðóæáà ëþäÿì òàê íóæíà
Äëÿ òàéíûõ äåë, ñåìåéíûõ è ëþáîâíûõ?
Íå çíàþ! Åñëè á èì áûëà äàíà
Çåìíàÿ ôîðìà, ïî ðîãàì è ïëàòüþ
ß ìîã áû ñâîëî÷ü ðàçëè÷èòü ñî çíàòüþ;
Íî äóõ — èçâåñòíî, ÷òî òàêîå äóõ!
Æèçíü, ñèëà, ÷óâñòâî, çðåíüå, ãîëîñ, ñëóõ —
È ìûñëü — áåç òåëà — ÷àñòî â âèäàõ ðàçíûõ;
(Áåñîâ âîáùå ðèñóþò áåçîáðàçíûõ).

                6

Íî ÿ íå òàê âñåãäà âîîáðàæàë
Âðàãà ñâÿòûõ è ÷èñòûõ ïîáóæäåíèé.
Ìîé þíûé óì, áûâàëî, âîçìóùàë
Ìîãó÷èé îáðàç; ìåæ èíûõ âèäåíèé,
Êàê öàðü, íåìîé è ãîðäûé, îí ñèÿë
Òàêîé âîëøåáíî-ñëàäêîé êðàñîòîþ,
×òî áûëî ñòðàøíî… è äóøà òîñêîþ
Ñæèìàëàñÿ — è ýòîò äèêèé áðåä
Ïðåñëåäîâàë ìîé ðàçóì ìíîãî ëåò.
Íî ÿ, ðàññòàâøèñü ñ ïðî÷èìè ìå÷òàìè,
È îò íåãî îòäåëàëñÿ — ñòèõàìè!

                7

Îðóæèå îòëè÷íîå: âðàãàì
Êèäàåòå â ëèöî âû ýïèãðàììîé…
Âàì íàñîëèòü çàõî÷åòñÿ ëü äðóçüÿì?
Ïóñòèòå â íèõ ïîýìîé èëè äðàìîé!
Íî ïîëíî, ê äåëó. ß ñêàçàë óæ âàì,
×òî â ñïàëüíå òîé òàèëñÿ õèòðûé äåìîí.
Íåâèííûì ñíîì áûë òðîíóò íå ñîâñåì îí.
Íå ìóäðåíî: êèïåëà â íåì íå êðîâü,
È ïîíèìàë èíà÷å îí ëþáîâü;
È ðå÷ü åãî êîâàðíûõ èñêóøåíèé
Áûëà ïîëíà: âåäü îí íåäàðîì ãåíèé!

                8

«Íå çíàåøü òû, êòî ÿ — íî óæ äàâíî
×èòàþ ÿ â äóøå òâîåé; íåçðèìî,
Íåñëûøíî ãîâîðþ ñ òîáîþ, — íî
Ñëîâà ìîè, êàê òåíü, ïðîõîäÿò ìèìî
Ðåáÿ÷åñêîãî ñåðäöà, — è îíî
Äèâèòñÿ èì ñïîêîéíî è â ìîë÷àíüå, —
Ïóñêàé! Çà÷åì òåáå ìîå íàçâàíüå?
Òû ñ óæàñîì îòâåðãíóëà á ìîþ
Áåçóìíóþ ëþáîâü, — íî ÿ ëþáëþ
Ïî-ñâî?åìó… òåðïåòü è æäàòü ìîãó ÿ,
Íå íàäî ìíå íè ëàñê, íè ïîöåëóÿ.

                9

«Êîãäà òû ñïèøü, î àíãåë ìîé çåìíîé,
È øèáêî áüåòñÿ äåâñòâåííîþ êðîâüþ
Ìëàäàÿ ãðóäü ïîä ãðåçîþ íî÷íîé,
Çíàé, ýòî ÿ, ñêëîíèâøèñü ê èçãîëîâüþ,
Ëþáóþñÿ — è ãîâîðþ ñ òîáîé;
È â òèøèíå, íàñòàâíèê òâîé ñëó÷àéíûé,
×óäåñíûå ðàññêàçûâàþ òàéíû…
À ìíîãî áûëî âçîðó ìîåìó
Äîñòóïíî è ïîíÿòíî, ïîòîìó
×òî óçàìè çåìíûìè ÿ íå ñâÿçàí,
È âå÷íîñòüþ è çíàíèåì íàêàçàí…

                10

«Òîìó íàçàä åùå íåìíîãî ëåò
ß ïðîëåòàë íàä ñîííîþ ñòîëèöåé.
Êèäàëà íî÷ü ñâîé ñòðàííûé ïîëóñâåò,
Ðóìÿíûé çàïàä ñ íîâîþ äåííèöåé
Íà ñåâåðå ñëèâàëèñü, êàê ïðèâåò
Ñâèäàíèÿ ñ ìîëåíèåì ðàçëóêè;
Íàä ãîðîäîì òàèíñòâåííûå çâóêè,
Êàê ãðåøíûõ ñíîâ íåñêðîìíûå ñëîâà,
Íåÿñíî ðàçäàâàëèñü — è Íåâà,
Ìåæ êîðàáëåé ñâåðêàÿ íà ïðîñòîðå,
Æóð÷à, ñ âîëíîé èõ óíîñèëà â ìîðå.

                11

«Çàäóì÷èâî ñòîëáû äâîðöîâ íåìûõ
Ïî áåðåãàì òåñíèëèñÿ, êàê òåíè,
È â ïåíå âîä ãðàíèòíûõ êðûëåö èõ
Êóïàëèñÿ øèðîêèå ñòóïåíè;
Ìèíóâøèõ ëåò ñîáûòèé ðîêîâûõ
Âîëíà ñëåäû ñìûâàëà ðîêîâûå,
È óëûáàëèñü çâåçäû ãîëóáûå,
Ãëÿäÿ ñ âûñîò íà ãîðäûé ïðàõ çåìëè,
Êàê áóäòî ìèð äîñòîèí èõ ëþáâè,
Êàê áóäòî èì çåìëÿ íåáåñ äîðîæå…
È ÿ òîãäà… ÿ óëûáíóëñÿ òîæå.

                12

«È ÿ êðóãîì ãëóáîêèé êèíóë âçãëÿä
È óâèäàë ñ íåâîëüíîþ îòðàäîé
Ïðåñòóïíûé ñîí ïîä ñåíèþ ïàëàò,
Êîðûñòíûé òðóä ïðåä òîùåþ ëàìïàäîé,
È ñòðàøíûõ òàéí âåçäå ïå÷àëüíûé ðÿä;
ß ñòàë ëîâèòü áëóæäàþùèå çâóêè,
Âåñåëûé ñìåõ è êðèê ïîñëåäíåé ìóêè:
Òî ëèêîâàë èëü ìó÷èëñÿ ïîðîê!
 ìîëèòâàõ ÿ ïîäñëóøèâàë óïðåê,
 áðåäó ëþáâè — áåññòûäíîå æåëàíüå;
Âåçäå — îáìàí, áåçóìñòâî èëü ñòðàäàíüå!

                13

«Íî áëèç Íåâû îäèí ñòàðèííûé äîì
Êàçàëñÿ ïîëí ñâÿùåííîé òèøèíîþ.
Âñ¸ âàæíîñòüþ íàñëåäñòâåííîþ â íåì
È ðîñêîøüþ äûøàëî âåêîâîþ;
Óêðàøåí áûë îí êíÿæåñêèì ãåðáîì;
Èç ìðàìîðà âîëíèñòîãî êîëîííû
Êðóãîì òåñíèëèñü ÷èííî, è áàëêîíû
×óãóííûå âîçäóøíîþ ñåìüåé
Ìåæ íèõ ãîðäèëèñü äèâíîþ ðåçüáîé;
È îêîí ðÿä, âñåãäà ïðîçðà÷íî-òåìíûõ,
Ìàíèë ïóãàÿ âçîð î÷åé íåñêðîìíûõ.

                14

«Ïîðà áûëà, áîÿðñêàÿ ïîðà!
Òåñíèëàñü çíàòü â ðîñêîøíûå ïîêîè —
Áûëàÿ çíàòü ìèíóâøåãî äâîðà,
Çàáûòûõ äåë ïîìåðêøèå ãåðîè!
Ìóçûêîé òóò ãðåìåëè âå÷åðà,
 Íåâå äðîáèëñÿ áëåñê âûñîêèõ îêîí,
Íàïóäðåííûé ìåëüêàë è âèëñÿ ëîêîí;
È ÷àñòî íîæêà ñ êðàñíûì êàáëó÷êîì
Äàâàëà çíàê óñëîâíûé ïîä ñòîëîì;
È ñòàðèêè â çâåçäàõ è áðèëëèàíòàõ
Ñóäèëè ðåçêî î òîãäàøíèõ ôðàíòàõ.

Читайте также:  Можно ли перед сном заниматься фитнесом

                15

«Òîò âåê ïðîøåë, è ëþäè òå ïðîøëè.
Ñìåíèëè èõ äðóãèå; ðîä ñòàðèííûé
Ïåðåâåëñÿ; â ãîòè÷åñêîé ïûëè
Ïîðòðåòû ãîðäûõ áàð, êðàñà ãîñòèíîé,
Çàáûòûå, òóñêíåëè; ïîðîñëè
Äâîðû òðàâîé, è áëåñê ñìåíèâ áûâàëûé,
Ñûðàÿ ìãëà è ñóìðàê äëèííîé çàëîé
Ñïîêîéíî çàâëàäåëè… Òèõèé äîì
Êàçàëñÿ ïóñò; íî æèë õîçÿèí â íåì,
Ñòàðèê õóäîé è ñ âèäó âåëè÷àâûé,
Îçëîáëåííûé íà íîâûé âåê è íðàâû.

                16

«Îí ðîñòîì áûë äâåíàäöàòè âåðøêîâ,
Ñ äîìàøíèìè áûë ñòðîã íåóìîëèìî;
Âñåãäà ìîë÷àë; õîäèë äî äâóõ ÷àñîâ,
Îáåäàë, ñïàë… äà èíîãäà, òîìèìûé
Áåññîííèöåé, ñîáðàíüå îñòðûõ ñëîâ
Ïåðåáèðàë èëè ÷èòàë Âîëüòåðà.
Êàê áûòü? Ñèëüíà ê ïðåäàíüÿì â ëþäÿõ âåðà!..
Èìåë îí äî÷ü ÷åòûðíàäöàòè ëåò;
Íî ñ íåé âèäàëñÿ ðåäêî; çà îáåä
Îíà ÿâëÿëàñü â ôàðòó÷êå, ñ ìàäàìîé;
Ñèäåëà ÷èííî è äåðæàëàñü ïðÿìî.

                17

«Âñåãäà îäíà, çàïóãàíà îòöîì
È àíãëè÷àíêè ñòðîãîñòüþ íåáðåæíîé,
Îíà ðîñëà, êàê ëàíäûø çà ñòåêëîì
Èëè ñêîðåé êàê áëåäíûé öâåò ïîäñíåæíûé.
Îíà áûëà ñòðîéíà, íî ñ êàæäûì äíåì
Ñ åå ëèöà ñáåãàëè æèçíè êðàñêè,
Çàäóì÷èâåé áîëüøèå ñòàëè ãëàçêè;
Ïîêèíóâ êíèæêó ñêó÷íóþ, îíà
Îõîòíåå ñàäèëàñü ó îêíà,
È âäàëåêå ìå÷òû åå áëóæäàëè,
Ïîêà åå èãðàòü íå ïîñûëàëè.

                18

«Òîãäà îíà ñõîäèëà â äëèííûé çàë,
Íî áåãàòü â íåì åé êàê-òî ñòðàøíî áûëî
È êàê-òî ñòðàííî äåòñêèé øàã çâó÷àë
Ìåæäó êîëîíí; ðàçðûòîþ ìîãèëîé
Íàä þíîé æèçíüþ âîçäóõ òàì äûøàë.
È â çåðêàëàõ ÿâëÿëèñÿ ïðåäìåòû
Äëèííåå è áåñöâåòíåå, îäåòû
Êàêîé-òî ìåðòâîé äûìêîþ; è âäðóã
Íåÿñíûé øîðîõ ñëûøàëñÿ âîêðóã:
Òî çàãðåìèò, òî ñíîâà òèøå, òèøå…
(Òî áûëè òåíè ïðåäêî⠗ èëè ìûøè!)

                19

«È ÷òî æ? — îíà ïðèâûêëà òîëêîâàòü
Ïî-ñâî?åìó ðàçâàëèí ãîâîð ñòðàííûé,
È ñòàëà ìûñëü ãîðÿ÷àÿ ëåòàòü
Íàä áëåäíîþ ãîëîâêîé è òóìàííûé,
Âîçäóøíûé ðîé âèäåíèé íàâåâàòü.
ß ñ íåé íå ðàçëó÷àëñÿ. Äåòñêèé ëåïåò
Ïîäñëóøèâàòü, íåâèííîé ãðóäè òðåïåò
Ñëåäèòü, åå äûõàíèåì ñ íåìîé,
Ìó÷èòåëüíîé è æàäíîþ òîñêîé,
Êàê æèçíüþ, óïèâàòüñÿ… ýòî áûëî
Ñìåøíî! — íî ìíå òàê íîâî è òàê ìèëî!

                20

«Âëþáèëñÿ ÿ. È òî÷íî õîðîøà
Áûëà íå â øóòêó ìàëåíüêàÿ Íèíà.
Íåò, íèêîãäà ñâèíåö êàðàíäàøà
Ðàôàýëÿ, èëü êèñòè Ïåðóäæèíà
Íå íà÷åðòàëè, ïëàìåíåì äûøà,
Ïîäîáíûé ïðîôèëü. Âñå åå äâèæåíüÿ
Îñîáîãî êàçàëèñü âûðàæåíüÿ
Èñïîëíåíû. Íî ñ ñàìûõ äåòñêèõ äíåé
Åå ãëàçà íå èçìåíÿëè åé,
Òàÿ ðàâíî íàäåæäó, ðàäîñòü, ãîðå;
È áûëî òåìíî â íèõ, êàê â ñèíåì ìîðå.

                21

«ß ïîíÿë, ÷òî äóøà åå áûëà
Èç òåõ, êîòîðûì ðàíî âñ¸ ïîíÿòíî.
Äëÿ ìóê è ñ÷àñòüÿ, äëÿ äîáðà è çëà
 íèõ ïèùè ìíîãî; — òîëüêî íåâîçâðàòíî
Îíè èäóò, êóäà èõ ïîâåëà
Ñëó÷àéíîñòü, áåç ðàñêàÿíüÿ, óïðåêîâ
È æàëîáû. Èì â æèçíè íåò óðîêîâ;
Èõ ÷óâñòâàì ïîâòîðÿòüñÿ íå äàíî…
Òàêèå äóøè ÿ ëþáèë äàâíî
Îòûñêèâàòü ïî ñâåòó íà ñâîáîäå:
ß ñàì âåäü áûë íåìíîæêî â ýòîì ðîäå!

                22

«Åå ñìóùàëè ñòðàííûå ìå÷òû.
Ïîðîé îíà ñðåäè ïóñòîãî çàëà
Ñèÿíüå, ðîñêîøü, ìóçûêó, öâåòû,
Òîëïó ãîñòåé è øóì âîîáðàæàëà;
Êèïåëà êðîâü îò äóøíîé òåñíîòû;
Íà ïëàòüèöå ÷óäåñíûå óçîðû
Âèäíåëèñü åé, — è âîò ãðåìåëè øïîðû,
Ê íåé êàâàëåð íåçðèìûé ïîäõîäèë
È â ìíèìûé âàëüñ ñ ñîáîþ óíîñèë;
È âîò îíà êðóæèëàñü â âèõðå áàëà
È óòîìÿñü íà êðåñëà óïàäàëà…

                23

«È òóò îíà, ñêëîíèâ ëóêàâûé âçîð
È âûñòàâèâ åäâà ïðèìåòíî íîæêó,
Äâóñìûñëåííûé è òåìíûé ðàçãîâîð
Ñ íèì çàâåñòè ñòàðàëàñü ïîíåìíîæêó;
Ñíà÷àëà áûë îí âåñåë è îñò¸ð,
À èíîãäà è ÷åðåñ÷óð íåáðåæåí;
Íî ïîä êîíåö çàòî êàê ìèë è íåæåí!
×òî äåëàòü åé? — ïðèòâîðíî-ñòðîãèé âçãëÿä
Åãî, êàê ãðîì, îòòàëêèâàë íàçàä,
À ñåðäöå áèëîñü â íåé òàê øèáêî, øèáêî,
È ïî óñòàì çìåèëàñÿ óëûáêà.

                24

«Ïðåä çåðêàëîì, áûâàëî, öåëûé ÷àñ
Òî âîëîñû ïðèãëàäèò, òî êðàñèâûé
Öâåòîê ïðèøïèëèò ê íèì; äâèæåíüþ ãëàç,
Ãîëîâêå íàêëîíåííîé âèä ëåíèâûé
Ïðèäàâ, ñòîèò… è ó÷èòñÿ; íå ðàç
Õîòåëîñü ìíå ñîâåò åé äàòü ëóêàâûé;
Íî óì åå è ñìåòëèâûé è çäðàâûé
Îòãàäûâàë âñ¸ ìèãîì ñàì ñîáîé;
Òàê ãîäû øëè áåçìîëâíîé ÷åðåäîé;
È âîò íàñòàë òîò âîçðàñò, î êîòîðîì
Òàê ïîëíû âàøè êíèãè âñÿêèì âçäîðîì.

                25

«Òî áûë âåëèêèé äåíü: ñåìíàäöàòü ëåò!
Âñ¸, ÷òî äîñåëü òàèëîñü çà ðåøåòêîé,
Òåïåðü íàäìåííî ÿâèòñÿ íà ñâåò!
Ñòàðèê-îòåö ïîñëàë çà ñòàðîé òåòêîé,
È ñúåõàëèñü ðîäíûå íà ñîâåò.
Èõ çàòðóäíÿë óäà÷íûé âûáîð áàëà.
×òî? áóäåò äâîð èëü íåò? — Èíûõ ïóãàëà
Çàñòåí÷èâîñòü äèêàðêè ìîëîäîé;
Íî î÷åíü òîíêî çàìå÷àë äðóãîé,
×òî ýòî âèä åé äàñò îðèãèíàëüíûé;
Ïîòîì íàðÿä îñìàòðèâàëè áàëüíûé.

                26

«Íî âîò íàñòàë è âå÷åð ðîêîâîé.
Îíà ñ óòðà áûëà, êàê â ëèõîðàäêå;
Ïîïëàêàëà íåìíîæêî, çîëîòîé
Áðàñëåò ñëîìàëà, â ñóåòàõ ïåð÷àòêè
Ðàçîðâàëà… ñî ñòðàõîì è òîñêîé
Îíà â êàðåòó ñåëà è äîðîãîé
Áûëà ïîëíà ìó÷èòåëüíîé òðåâîãîé;
È âûõîäÿ ñïîòêíóëàñü íà êðûëüöå.
È ñ áëåäíîñòüþ ïå÷àëüíîé íà ëèöå
Âñòóïèëà â çàëó… Ñòðàííûé øåïîò âñòðåòèë
Åå ÿâëåíüå: ñâåò åå çàìåòèë.

                27

«Êèïåë, ñèÿë óæ â ïîëíîì áëåñêå áàë.
Òóò áûëî âñ¸, ÷òî íàçûâàþò ñâåòîì…
Íå ÿ åìó íàçâàíüå ýòî äàë,
Õîòü ñìûñë ãëóáîêèé åñòü â íàçâàíüå ýòîì.
Ñâîèõ äðóçåé ÿ òóò áû íå óçíàë;
Óëûáêè, ëèöà ëãàëè òàê èñêóñíî,
×òî äàæå ìíå ÷óòü-÷óòü íå ñòàëî ãðóñòíî.
Ïðèñëóøàòüñÿ õîòåë ÿ, — íî åäâà
Ëîâèë ìîé ñëóõ ëåòó÷èå ñëîâà,
Îòðûâêè áåçûìåííûõ ÷óâñòâ è ìíåíèé —
Ýïèãðàôû íåâåäîìûõ òâîðåíèé!..»

íàïèñàíî â 1839-1841 ãîäàõ
               
1 Ýòî  ìèëî?.. (Ôðàíö.)

Источник