Ребенок не остается на сон в детском саду

Тихий час в саду – испытание не только для ребенка, но и для его родителей. Часто именно из-за нежелания спать «по режиму» дети отказываются ходить в садик, и это становится настоящей проблемой. Расскажем, почему возникает такое явление и как родители могут его исправить.

Почему ребенку нужно спать днем?

Врачи и психологи настоятельно рекомендуют как можно дольше сохранять дневной сон – как минимум до пяти-шести лет. Еще лучше, чтобы и в начальной школе была возможность отдохнуть после уроков. Связано это с тем, что детский организм не приспособлен бодрствовать в течение всего дня, и с определенной периодичностью ребенок испытывает упадок сил. Если в такие моменты не дать организму восстановиться, то его биологические функции нарушаются – это приводит к эмоциональным, поведенческим или физическим расстройствам.

Преимущества тихого часа в возможности ограничить поток получаемой информации и дать время на ее переработку. В садике это особенно важно перед вечерними занятиями. Без сна, в ответ на слишком долгое бодрствование начинает вырабатываться кортизол (гормон, выделяемый надпочечниками в ответ на стресс), мешающий организму нормально расслабляться, тормозящий работу мозга и остроту памяти, снижающий иммунитет. Часто именно дети, которые не спят днем в садике, начинают часто болеть.

Ребенок не спит в садике: какие причины?

Существует несколько наиболее распространенных причин этой проблемы:

  • Тревога из-за непривычной обстановки и новых людей. Впервые оказавшись вдали от родителей, среди новых людей и в новой обстановке ребенок испытывает сильный стресс. С этим стрессом каждый справляется по-своему: кто-то плачет, кто-то становится чрезмерно активным, а кто-то, напротив, «замирает» в ожидании прихода родителей.
  • Страх разделения с близкими. Волнение из-за расставания с мамой или папой достаточно сильно влияет на пребывание в садике и особенно на дневной сон. В яслях и без опыта разлуки с мамой детям сложнее пережить разделение – каждый раз кажется, что мама ушла насовсем.
  • Отсутствие привычных ритуалов и ассоциаций «на засыпание». Если малыш привык засыпать дома только после укачивания на руках, с грудью или бутылочкой, под определенную музыку – ему будет сложнее привыкнуть к тому, что ситуация изменилась.
  • Позднее утреннее пробуждение и несоблюдение режима по выходным. Подъем за 10 минут до выхода из дома, пропуск завтрака в саду приводит к тому, что ко времени тихого часа усталость просто не возникает. Часто родители не соблюдают режим во время отпуска, на больничном или в выходные, что усложняет ситуацию.
  • Недостаточные навыки самообслуживания. В саду много детей, и воспитатели зачастую требуют, чтобы они сами раздевались и переодевались в пижаму. Если ребенок просто не в состоянии этого сделать, он начинает волноваться еще задолго до сна.
  • Конфликт или проблемы в отношениях с воспитателем или детьми влияют на настроение ребенка и его желание/нежелание спать в садике.
  • Физический дискомфорт. Некоторые дети отказываются спать в непривычной обстановке из-за того, что боятся не проснуться, когда захочется в туалет, или уже оказались в такой ситуации и столкнулись с негативными комментариями воспитателя по этому поводу. Иногда дискомфорт связан с плохим самочувствием, перееданием, голодом или же сухим воздухом в спальне.

Что делать родителям, если ребенок не спит днем в садике?

Во-первых, нужно успокоиться: рано или поздно практически все дети отказываются спать в садике днем. У кого-то это происходит в период адаптации, кому-то сложно вернуться в сад после отпуска или болезни, а кто-то перестает любить тихий час просто из-за того, что вырос и перестал нуждаться в нем.

Также родителям важно определиться, насколько посещение детского сада необходимо для семьи именно сейчас. Дети очень хорошо чувствуют родительскую неуверенность в каких-либо решениях, поэтому сначала нужно расставить приоритеты для себя. Если мама не работает и не хочет «отпускать» от себя сына или дочь, если бабушки изъявляют желание проводить время с внуками и ругают садик, адаптация будет проходить сложнее и тем более сложнее будет засыпать днем в саду.

Во-вторых, нужно выяснить, почему ребенок не спит днем в садике и плачет. Для этого нужно поговорить и с малышом, и с персоналом (желательно наедине). Хорошо зарекомендовал себя способ «проигрывания проблемы», которым часто пользуются психологи. Чтобы выяснить причину, влияющую на сон, поиграйте дома в садик. Пусть куклы или машинки станут группой, кто-то будет воспитателем, кто-то няней. Дайте полную свободу действий и наблюдайте за ходом игры, принимая в ней пассивное участие. Часто в процессе такой игры выявляются проблемы в отношениях с другими детьми или воспитателем, а также некомфортные условия для сна.

Ребенок не спит днем в садике: как исправить ситуацию?

Большинство проблем со сном родители вполне могут решить:

  • Дома еще до первого похода в детский сад должен быть введен тихий час. В садике обычно дети укладываются спать после обеда, в 13 часов и спят до 15 часов.
  • Откажитесь от сложных ритуалов перед сном. В садике никто не будет укачивать малыша на руках, давать ему смесь (если это не ясли) или кормить сцеженным грудным молоком, включать любимый мультик или песенку. Если вы считаете такие ассоциации необходимыми, «перенесите» их на вечер. Укладывание на дневной сон может сопровождаться чтением книги, поглаживанием по спинке, «шептанием» с любимой игрушкой – такие ритуалы будет достаточно просто повторять где угодно.
  • Чтобы ребенку было проще переодеваться в саду, тренируйтесь делать это дома. Можно одеваться наперегонки или придумать специальную считалочку, которая сделает процесс переодевания увлекательным. Не покупайте одежду со сложными застежками или узкой горловиной, постарайтесь максимально упростить этот процесс.
  • В период адаптации не спешите оставлять ребенка на тихий час. Постепенно увеличивайте время пребывания в саду и лишь на вторую неделю пробуйте остаться на дневной сон. Если первая попытка прошла неудачно, сделайте шаг назад – продолжайте забирать после обеда, пока он не будет готов остаться спать в садике.
  • Отрегулируйте режим. Оптимальное время бодрствования для детей трех-шести лет – пять-шесть часов, поэтому, чтобы к 13 часам возникла усталость, вставать нужно в семь часов утра или раньше. Соблюдайте режим и в выходные – если это очень трудно сделать всей семьей, устройте с близкими «дежурства»: назначьте человека, который будет следить за соблюдением режима в эти выходные, и поменяйтесь в следующие.
  • Всегда обозначайте время, когда вы придете, и выполняйте обещание. Причем говорите понятными словами – например, «я приду за тобой сразу после тихого часа», «ты поспишь, оденешься, перекусишь на полднике, и я приду за тобой». Рассказывайте, чем вы будете заниматься после сада, – так малышу будет легче ждать встречи с вами. Если время после сада будет проходить в активном общении с родителями, будет проще их «отпускать» по утрам.
  • Общайтесь с воспитателем. Обязательно здоровайтесь, прощайтесь, спрашивайте, как прошел день, что сегодня было интересного. Если ребенок видит, что вы доверяете воспитателю, ему будет спокойнее находиться рядом с ним.
Читайте также:  Исламский сонник беременность во сне для женщины

Не игнорируйте нарушения сна ни дома, ни в саду. Слушайте, спрашивайте, рассказывайте, общайтесь с малышом. Часто нежелание оставаться на сон – временное явление, но, если оно затягивается или у вас не получается справиться своими силами, обязательно проконсультируйтесь с педагогами или психологом.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Источник

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Мы ходим в сад вторую неделю. Первая прошла на «ура», а теперь поднадоело Тимоше, по утрам ноет, плачет, хотя потом говорит, что завтра снова пойдет. Пока забираю после обеда. Воспитательница сказала, в среду оставить на сон… Не очень быстро? С учетом того, что слезы еще только начались? Предложила ей подождать пока, но она говорит — давайте попробуем… С одной стороны я ее опыту доверяю — возможно и не стоит затягивать, чтобы потом не было стереотипа, что всегда забирают после обеда… А с другой, как-то не готовы мы что ли… Или уже просто быть твердой и слушать воспитателя? У меня вообще была мысль устраивать ему иногда выходные на неделе… Тоже, наверное, расхолаживает?

25.09.2012 10:47:47, Кудрявая

49 комментариев

Слезы для тебя, а для воспитательницы нет никаких слез:))) ей видней
а лучше выходной делать, чем забирать раньше — это да
26.09.2012 00:12:36, khaniuta

Чем раньше тем лучше, а то ведь привыкнет что мама приходит после обеда. У меня у подруги так сейчас, до обеда нормуль, а потом прям беда, плачет что спать дома будет, потом прийдет после сна )))
25.09.2012 16:06:54, Lenor

моя долго радостно ходила до обеда, а как на сон стала ее оставлять, так разлюбила Наташка садик… последний раз вообще при входе истерику закатила((( вот я и подумала, что наверно не очень хорошо было, что долго без сна ходили, теперь все муки адаптации проходим.
выходной на неделе нам воспитательница не советовала, говорит вам бы недельки две отходить регулярно, и дите привыкнет, а мы наоборот, несколько дней походим и с соплями или кашлем дома сидим((((
25.09.2012 14:32:05, Kationok

Ясно, значит затягивать, тоже плохо
25.09.2012 14:53:31, Кудрявая

Это ты не готова :)) я такая же. мы ходили спокойно три недели, и тут мне вчера говорят, оставляем на сон! я в панике… но меня успокоили, сказали, что позвонят, если не уснет. Я прибежала в час, Юлька спит. сидела целый час в раздевалке, меня опять домо йпрогнали, потом в три позвонили, и я ее забрала. Сейчас тоже спит. Вот скоро уже пойду.
Я так Мишку тоже боялась оставить… 1, 5 месяца ходили до сна, он ходил с удовольствием. И вот когда я решилась… он так орал… и ни в какую спать не хотел укладываться… в общем неделю он орал и всем не давал уснуть и я его забирала. В итоге воспитатели разрешили мне пройти в спальню и с ним посидеть, он уснул потом все пошло хорошо.
25.09.2012 14:19:56, Розочка

Да я больше себя и имела в виду )))) И папу ))) Вот я тоже в панике… Посмотрим, может и не так страшно…
25.09.2012 14:26:11, Кудрявая

У меня Вовка остался в конце первой недели на сон, потом приболел -пропустил неделю -началась по новой адаптация со слезами. Поводили несколько дней до обеда, воспитатели сказали: плачет-не плачет -оставляйте на сон. Остался как миленький. Хотя я была настроена вообще его весь год до обеда водить — но воспитатели именно так и считают, что сформируется стереотип «забирают после обеда». А так видит, что все детки спать идут и всех забирают после сна -и идет спать со всеми спокойненько. А выходные на неделе у нас многим советуют делать, если детки капризничают и плачут. Мне наши воспитатели внушают доверие (опытные и очень профессионально работают) , и я к ним прислушиваюсь, хотя изначально мое видение адаптации было другим совсем.
25.09.2012 12:59:42, white-dove

Будем пробовать…
25.09.2012 14:21:38, Кудрявая

А можно поподробнее, что они советуют для смягчения адаптации? И когда, по отношению к выходным, лучше делать этот свободный от садика день?
25.09.2012 13:25:15, Волжский Олег

А это они по настроению ребенка советуют. Если видят, что ребенок капризничает больше, чем обычно — предлагают сделать выходной. Ну и считают, что лучше среди недели -например, среда, тогда получается, что ребенок не 5 дней подряд ходит, а всего два.
А что для смягчения адаптации советуют…советуют родителям успокоиться и настроиться на позитив:) Плачуших детей сразу забирают у родителей в раздевалке, сами их раздевают, отвлекают и успокаивают. Очень много занимаются детьми в течение дня, там и поплакать особо некогда.
25.09.2012 14:21:48, white-dove

Читайте также:  10 поз для сна которые характеризуют отношения

Угу, спасибо. Проблема в том, что днём она хорошо ведёт себя там, ей интересно, помогает итыды. Вечером рассказывает с удовольствием. А вот перед сном заводит плач, что не надо завтра садик, без тебя скучно, хочу с тобой на работу… А уж как рыдает и зовёт при расставании…. Вот мне и кажется. что это никогда не прекратится.
25.09.2012 14:36:30, Волжский Олег

Тут нет общих правил. Имхо.
Старший остался на весь день через 3 дня. Зато его хоть домой можно было увести, раньше не хотел :)))
Младший остался на сон через месяц. Никаких проблем, наоборот очень медленно, спокойно адаптировался. Без слез. Товарищ он у меня своеобразный, время у меня было, я не торопилась. Никаких стереотипов не выработалось.
Дополнительные выходные моих расхолаживают.
25.09.2012 11:47:32, Иришка-Мартышка

Понятно… Спасибо…
25.09.2012 11:50:30, Кудрявая

У нас просили 2 первые недели забирать, потом на сон. Ходим с самого начала сентября. Спим уже вторую неделю в саду — лучше чем дома.
25.09.2012 11:44:10, Mama_Fasolki

Я тоже надеюсь, что он там за компанию будет лучше засыпать, потому что дома это проблема…
25.09.2012 11:49:46, Кудрявая

Ну у нас вообще ребенок в садике какая-то супер дисциплинированная, кроме еды, а так прям послушная — жуть) Воспитатели удивляются. Поспит — просыпается, ей говорят — поспи еще — засыпает и еще спит))
25.09.2012 11:55:42, Mama_Fasolki

У нас сейчас тот же вопрос…. Проблема в том, что деть привыкает к тому, что его забирают до сна…И лучше быстрее попробовать уложить его спать в саду. Именно этим обусловлена такая скорость воспитателя. Чем дольше тянуть, тем проблемнее будет потом. И выходные, конечно, совсем ни к чему. Говорят, отболев ОРЗ неделю, адаптация для малыша начинается заново. А ему разве от этого легче?
25.09.2012 11:35:44, Nenny

А с ОРЗ как водить в сад? У нас воспитатели очень строго смотрят на самочувствие ребенка. У нас вот потекли сопельки чуток в пятницу в саду — воспитатель мне сказала. Вчера в сад не повела и сегодня, так есть насморк, может и несильный, но следить надо и воспитательне будет промывать нос и прочее, так как это в домашних условиях делают. Плюс холодно в саду сейчас — может и сильней разболеться.
25.09.2012 11:58:08, Mama_Fasolki

Да? А мы с сопельками первый раз не пришли, воспитатель спросила: «Почему?». Я наивно ответила, боюсь, что заразит детей. А воспитатель рассмеялась, говорит, во-первых, кварцевые лампы работают. Во-вторых, сам по себе насморк (если это не вирусное заболевание с температурой 40) не будет заразен. И вот у нас второй раз сопли, мы сначала сходили к врачу, врач дала добро- идите, говорит, в сад. Мы вчера пришли, а к вечеру уже и соплей не было. Видимо, сидение в квартире и наблюдая круговорот микробов в природе, тоже не всегда хорошо. И никто ей ничего в саду не промывал. Промыли нос уже дома, и ночь спали уже прекрасно.
25.09.2012 14:00:25, Nenny

ну я сама не в плане того, что заразит других, а потому что ей будет дискомфортно, насморк хоть и небольшой, но все равно перед сном дневным промываем носик, чтобы легче было спать, да и воспитателям, когда малыши еще все привыкают, каждый со своими капризами-слезами, невозможно уделять индивидуальное внимание постоянно следя только за одним мои ребенком — нужно ли высморкать или вытереть нос. Ну и основная причина я писала — холодно в саду сейчас. На фоне насморка переохлаждение совсем не нужно. А дома с насморком мы не сидим, проветриваем, гуляем в парке, на площадке, в магазины ездим.
25.09.2012 14:12:46, Mama_Fasolki

А мою вот сегодня оставили с насморком (пусть и небольшим) в саду на сон, и я, как вы прям сейчас написали- сижу и думаю- как же она не промыв носик спит?) Спит, кстати, одетая, хотя я и пижамку притащила, но вообще-то для насморка сухой и тёплый воздух- враг. Мои спят с увлажнителем и круглый год с открытым окном. А вот если мои заболевают (пусть даже и просто с соплей начинается), и я оставляю их дома, всё, у меня установка: на улицу ни ногой. Хотя, и считаю, что это неправильно, за городом пока жили, всё время гуляли, даже с соплями. Но это свободная жизнь расхолаживает. Оставшись одна сама с собой на несколько часов впервые за 6 лет, мне уже не хочется на наши московские детские площадки…да и боюсь я их. Я лучше дома посижу с детьми.
25.09.2012 14:34:27, Nenny

Да, согласна, конечно…
25.09.2012 11:39:26, Кудрявая

Вот я написала вам, и пошла забирать дитё из сада, чтобы дома спать уложить. Прихожу, а мне нянечка говорит: «Извините, мамочка, ребёнок в кроватке лежит молча и сопит. Приходите в 15.30.» Ой, ничего не понимаю. Утром кричит «Не хочу в сад», а днём пошла и легла спать! Вот однозначный ответ на ваш вопрос: оставлять ребёнка на сон тогда, когда он к этому готов!!!
25.09.2012 14:02:28, Nenny

Да, я тоже пришла забирать, а у нас уже мышка спать уложена и вроде как Тимоша согласен лечь. Но меня увидел, конечно, домой собрался. Завтра будем пробовать…
25.09.2012 14:22:38, Кудрявая

Удачи Вам, пробуйте! Будет готов, и будет спать!
25.09.2012 14:35:28, Nenny

Спасибо! )
25.09.2012 14:53:54, Кудрявая

выходные на неделе отличная идея! Про сон, думай сама. Я не торопилась. Кроме того вот сейчас своего забираю до сна, хотя ходит второй год, просто потому что сыро и холодно в спальне, один раз там поспал и закашлял. Мне надоело его лечить, поэтому вожу пока до сна, полет отличный!)
25.09.2012 11:13:01, Свет-ОК

У нас спальня — это просто отделенная шкафами часть группы, так что микроклимат примерно одинаковый…
А как с выходным быть — в среду или к концу недели лучше?
25.09.2012 11:16:08, Кудрявая

я в среду делала, но сейчас вообще 3 дня в неделю ходим, через день, лечу аденоиды его усиленно
а спальни у нас тоже нет, я понимаю что настежь все открывается когда спят, а мой под одеялом не любит…..
25.09.2012 12:10:26, Свет-ОК

Свет, а ты разве не работаешь сейчас?
25.09.2012 14:22:54, Кудрявая

работаю, но мне дали вторую смену, так называемую «вечерку» с 16 до 22, а так как я живу в 5 мин хотьбы, то мне оч даже гуд! правда выходных мало и только среди недели, вот завтра будет)
25.09.2012 14:27:36, Свет-ОК

Ясно! Это хорошо, что есть возможность полечить аденоиды — они заразы такие — расслабиться нельзя!
25.09.2012 14:54:44, Кудрявая

Лиза у меня вообще экстремально в сад пошла, сразу на полный день)
Аня- через неделю осталась, воспитатели первые дни укачивали ее на руках. Хотя дома я этого вообще не практиковала)
Если воспитатель готова его оставить, пробуйте.
25.09.2012 11:05:17, Tortillka

У нас три дня ходишь до обеда, потом на сон уже оставляют. Так что мы давно спим уже в садике. Моя все таки хоть и немного, но в прошлом году ходила, так что привыкшая более-менее и сейчас ходит просто замечательно(ттт). Правда все остальные детки только-только пошли, но меня поражает то, что у нас нет плачущих детей!
25.09.2012 10:58:32, Аквамарин

Ой как Вам повезло, что нет плачущих детей. Моя в группе самая старшая, она была в шоке от того, что дети могут ТАК кричать. Наверное, нужно было попроситься сразу во вторую младшую группу. Хотя, там тоже плачут.
25.09.2012 11:37:47, Nenny

А что значит — немного ходили? Такая группа была или ты сама мало водила?
У нас тоже как-то рев не стоит, один мальчик в первый день поревел, теперь вот Тимка ревет ((( А вообще пока 8 человек только наблюдала…
25.09.2012 11:13:24, Кудрявая

Прошлый год пытались ходить, но болела постоянно, потом еще после пневмонии три месяца вообще не ходили.
25.09.2012 11:20:21, Аквамарин

Ясно… Да, болячки — это засада, конечно (((
25.09.2012 11:21:38, Кудрявая

я оставила в пятницу первой недели)) на 5день стало быть) просто он перестал плакать утром и вообще ходил с бодрым видом, принесли пижаму, рассказывали с Верой хором — как замечательно спать в садике, у всех маленькие кроватки, маленькие подушки, одеялки и пр))
пришла примерно к 13, когда детей укладывают, если бы орал и уирался — забрала бы домой, он пошел и лег спать, и я еще какдура два часа под садом торчала)) а потом еще и пошел на полдник, ка кже без еды домой идти)
теперь забираю в 16 после сна и еды)
сегодня правда, проспали и вообще чето грустный вчера ходил, не пошли. так он ноет под дверью — где вера и идем в садик))
25.09.2012 10:55:53, КрейсерАврора

Ну видишь, вы уже отплакали… А мы только начали… Вчера его забирала, воспитательница девочку пыталась уложить, та вырывалась и плакала — Хааачууу к маме. Сегодня эта девочка бодрая и веселая пошла в группу!
25.09.2012 11:00:26, Кудрявая

Тоже волнует этот вопрос. Вроде вчера оставалась впервые на сон. Воспитатель сказала, что поистерила немного и заснула. Утром опять негативное отношение к садику, днём позитивное…
Насколько нам удалось выяснить. ей там не скучно. но очень скучает по нам. Мы решили довериться воспитателю. Да и выхода то нет…
25.09.2012 10:54:13, Волжский Олег

Спасибо, попробуем и мы довериться…
25.09.2012 11:14:27, Кудрявая

Моя вообще на сон осталась уже на 3й день. Полет нормальный. То похнычет, то нет — всякое бывает. Но режим есть режим — к нему дети привыкают тоже. Выходные на неделе — это другое, а вот день в саду — ребенок уже сформирует себе модель, что мама приходит после обеда… потом ломать ее будет тяжело. Моя уже знает, что я забираю ее после полдника. Поэтому спокойно там ест, спит и гуляет. Плюс у нас просят сильно рано не забирать — у них после сна занятия всякие (типа ОФП и музыки).
Но моя постарше, конечно… это тоже имеет значение. Ну и конечно то, как он себя в саду ведет. Если хорошо играет и кушает, то почему бы не оставить, а если к обеду уже явно тоскует по маме, то можно и не торопиться пока.
25.09.2012 10:53:17, Солнечный Зай

Да, вроде и играет, и кушает… Забывается, увлекается, хотя последние 2 раза, когда за ним приходила, увидев меня, начинал хныкать, вроде как соскучился… Но возможно просто устал уже к обеду… Но спать дома так и не лег. Вообще дома тяжело со сном — ходим засыпать в Атак, а оттуда уже домой везу (((( Надежда есть, что в садике хоть отдыхать нормально будет…
Занятий пока особых нет — покрасят, полепят. 8 человек ходит
25.09.2012 10:58:07, Кудрявая

Вот кстати у нас тоже некоторая засада со сном была дома! Забирала ее, а она в таком радостном возбуждении, что мама пришла, что фиг уложишь… а вечером капризы, потому что днем не отдохнула. В саду спит как ангелочек:)))
25.09.2012 13:53:53, Солнечный Зай

Источник